bohresХорхе Луис Борхес – одна из легендарных личностей литературного мира двадцатого столетия. Он – обладатель множества премий, титулов и наград: Коммендаторе Итальянской Республики, Командор ордена Почётного легиона «За заслуги в литературе и искусстве», Кавалер ордена Британской империи «За выдающиеся заслуги» и испанского ордена «Крест Альфонсо Мудрого», почётный доктор Сорбонны, Окфордского и Колумбийского университетов, лауреат премии Сервантеса…

Повсюду его переводят, изучают, цитируют. Однако Борхеса не только превозносят, но и ниспровергают. Нередко он делал журналистам заявления реакционного толка по разным злободневным вопросам. Чувствовалась в этом некая нарочитость, желание шокировать столь активное в то время в Латинской Америке передовое мнение. Позиция Борхеса вызывала недоумение, споры, а то и возражения со стороны таких писателей, как Пабло Неруда, Габриэль Гарсиа Маркес, Хулио Кортасар, Мигель Отеро Сильва, которые тем не менее всегда отзывались о Борхесе как о мастере и зачинателе новой латиноамериканской прозы. Хорхе Луис Борхес родился в Аргентине, но юность провёл в Европе, куда его отец выехал накануне первой мировой войны на длительное лечение. В самом начале 20-х годов Борхес сблизился с кружком молодых испанских литераторов, называвших себя «ультраистами». Борхес тогда исповедовал туманную, но пылкую революционность.

По возвращении в Аргентину он выдвинулся в число лидеров местного авангардистского движения, выпустил несколько сборников стихов в духе того же ультраизма. Затем его творческий путь сделал крутой поворот, вызванный резким изменением общественного климата Аргентины. С государственным переворотом 1930 года кончилось либеральное правление радикалов и началась трудная эра борьбы с фашистскими тенденциями в политической жизни страны. Борхес оставляет поэзию и своё авангардистское экспериментировании, к поэзии он вернётся лишь в 60-е годы. С 1935 года он начинает одну за другой издавать свои прозаические книги: «Всемирная история бесчестья», «История вечности», «Вымыслы», «Алеф», «Новые расследования». Проза Борхеса внешне чрезвычайно многообразная и многожанровая, но по сути – монолитно-цельная. Он пишет новеллы фантастические, психологические, приключенческие, детективные, иногда и сатирические, пишет рассказы-эссе, которые именует «расследованиями». Пишет прозаические миниатюры, которые обычно включает в свои поэтические сборники. Начав с поэзии, Борхес, по сути, навсегда остался поэтом. Поэтом в отношении к слову и к произведению в целом, он стремился к тому, чтобы рассказ воспринимался как стихотворение, часто говорил о «поэтической идее» каждого рассказа и его «тотальном поэтическом эффекте».

Рассказ «Сад расходящихся тропок» можно прочесть как занятную детективную историю, но в нём ощутим глубинный метафорический пласт. «Во все века и во всех великих стилях сады были идеальным образом природы, вселенной.Упорядоченная же природа – это прежде всего природа, которая может быть прочтена как Библия, книга, библиотека». Именно таков смысл сада-книги, но по ходу сюжета символ как будто воплощается и оживает: сад-лабиринт – это изменчивая, капризная, непредсказуемая судьба; сходясь и расходясь её тропы ведут людей к нежданным встречам и случайной смерти. Иногда в рассказах Борхеса заметно подражание романтической или экспрессионистской новелле: «Круги руин», «Встреча», «Письмена Бога». Это не случайно: всю жизнь аргентинский прозаик восхищался Эдгаром По, а в юности с увлечением читал жуткие новеллы австрийского экспрессиониста Густава Мейринка, у которого и перенял интерес к средневековой мистике и каббале. Но трактовка сходных сюжетов у Борхеса иная.: нет пугающего ночного мрака, всё таинственное залито ярким светом и страшное страшно не от загадочности, а от посюсторонности и осознанности. Как правило, рассказы Борхеса содержат какое-нибудь допущение, приняв которое мы в неожиданном ракурсе увидим общество, по-новому оценим наше мировосприятие.

Среди борхесовских рассказов есть также предвосхищения, предостережения, интерпретации. 19 век остался в истории Латинской Америки как век освободительных и гражданских войн, заговоров, столкновений сильных характеров. Немало рассказов и стихотворений Борхес посвятил этому времени, не игнорируя его кровавую, подчас чудовищную жестокость и всё-таки тоскуя по прошлому, как по «потерянному раю». Борхеса привлекают крупные и своевольные личности тех лет, люди, не знавшие, что такое страх, диктаторы и вожаки кланов, вроде Росаса и Кироги, беседующих в «Диалоге Мёртвых». Он не отводит взора от переворотов, стычек, мятежей, потому что в эти моменты кристаллизуется моральный кодекс, свойственный, по его мнению «эпическому миру»: действие, даже без надежды на успех, этически выше и ценнее бездействия, уклонения от борьбы, трусость позорна, разъедает душу человека и должна быть искуплена любой ценой.

Jorge Luis Borges

Все рассказы Борхеса объединены тем, что направлены к познанию человека: его ума и души, фантазии и воли, способности мыслить и потребности действовать. Всё это, по глубокому убеждению писателя, существует нераздельно. «Я думаю, — говорил Борхес, — что люди вообще ошибаются, когда считают, что лишь повседневное представляет реальность, а всё остальное ирреально. В широком смысле страсти, идеи, предположения столь же реальны, как факты повседневности, и более того – создают факты повседневности. Я уверен, что все философы мира влияют на повседневную жизнь».

 Познакомиться с творчеством великого аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса вы можете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.