10 октября– 330 лет со дня рождения А. Ватто, французского рисовальщика, живописца

 vattoЗнаменитые братья Гонкуры писали о художнике: «Ватто – великий поэт восемнадцатого века. Шедевры мечты и поэзии, сотворённые его разумом, до краёв заполнены необыкновенным жизненным изяществом…Ватто словно вновь возрождает красоту. Однако это не та красота античности, что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер, и не средневековое очарование строгости и твёрдости. На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, её очарование, самая суть физической красоты. Это нечто неуловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».

Жан Антуан Ватто родился в маленьком северо-французском городке Валансьенне в семье кровельщика. Первые уроки живописного ремесла мальчик получил от местного престарелого живописца. Однако учёба длилась недолго, так как скряга отец не захотел платить за неё. В шестнадцать лет Антуан ушёл в Париж, сопровождая театрального художника, и нанялся в живописную мастерскую, владелец которой организовал массовое изготовление и выгодный сбыт дешёвых религиозных картинок. За тупую и изнурительную работу Ватто получал ничтожную плату и «тарелку супу ежедневно». Антуану повезло встретиться с Жаном Мариэттом, торговцем картин и знатоком живописи. В его доме он познакомился с своим первым настоящим учителем Клодом Жилло. У него молодой Ватто научился любить театр, которому впоследствии посвятил большую часть своего творчества. Первая самостоятельная работа молодого художника написана по мольеровским мотивам – это «Сатира на врачей». Она имеет и второе весьма характерное название, раскрывающее её содержание: «Что я Вам сделал, проклятые убийцы?». Ватто много учится, копирует и изучает произведения старых мастеров. Мечтая попасть в Рим, Ватто поступает в Академию художеств, но на конкурсе получает лишь вторую премию и возвращается в Валансьенн. В 1710 году Художник возвращается в Париж уже как крупный, творчески зрелый мастер. Основнаяfoto_quadri_06 тематика, которой он в это время посвящает свои произведения, — военная. «Тягости войны» и «Военный роздых» относятся к числу лучших картин этой серии. В первой из них можно оценить мастерство художника в передаче состояния природы , внезапного вихря, гонящего клочья облаков, сгибающего деревья и раздувающего плащи всадников. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Беспокойство пронизывает всю картину. Вторая картина рисует настроение диаметрально противоположное: люди, измученные военной жизнью, наслаждаются отдыхом: одни блаженно растянулись под деревьями, другие закусывают в палатке маркитанки. Мягкое освещение летнего дня подчёркивает спокойствие обстановки. Одновременно с военной тематикой в творчество Ватто начинают прочно входить темы, связанные с жизнью театра и актёров. Впечатлениями от проходивших в столице концертов, пантомим, маскарадов 4852наполнены самые поэтические произведения мастера «Галантные празднества». В 1717 году Ватто пишет одну из лучших своих картин – «Паломничество на остров Киферу». Образ произведения чрезвычайно музыкален. Кажется в композиции картины исполняется какой-то медленный танец, в ритме которого дамы и кавалеры движутся по склону холма к ладье, которая должна доставить их на Киферу. В одной из последних театральных композиций Ватто «Итальянские актёры» персонажи стоят перед зрителями, будто прощаясь с ними, словно отдавая последний поклон после последнего акта живописной пьесы художника.

В последний год своей жизни художник создал свои самые319207_photoshopia_ru_237_Antoine_Watteau__French__2_ значительные картины: «Жилля», «Протрет скульптора Патера», «Вывеску Жерсена» и свои самые лучшие рисунки. Итальянский искусствовед Г. Фосси считает, что «Жилль» — одна из самых загадочных картин всей мировой живописи: кто этот юноша в маске, с кукольным взглядом, с висящими как у марионетки, руками, но живыми чувствительными ладонями? И что за люди сидят у его ног, на что смотрят они, над чем смеются и чему удивляются, притаившись за поросшим травой пригорком, удалённые таким образом эмоционально от недостижимого манекена, единственной фигуры, на которой останавливается глаз зрителя? Блестящий финал творчества Ватто – «Вывеска Жерсена». Впервые в живописи Ватто мир искусства отделился от мира реального, и реальные люди из плоти и крови впервые показаны в прямом взаимодействии с выдуманным, живописным миром. Художник умер от чахотки в 37 лет, один из его друзей написал: «Он кончил жизнь с кистью в руках».

Взять альбомы с произведениями Ватто и литературу о его жизни и творчестве вы можете в отделе художественной литературы, ауд. 176, гл. к.

Реклама