28 октября– 545 лет со дня рождения Эразма Роттердамского, философа-гуманиста

 460px-Quentin_Massys-_Erasmus_of_RotterdamОбщаться с ним почитали за честь коронованные особы, а римские папы не раз предлагали ему кардинальство. «Самый великий учёный XVI века», «величайший учёный северного Возрождения», «оракул Европы»… вот далеко не все титулы Эразма Роттердамского, выдающегося учёного и мыслителя, посвятившего свои труды и всю свою жизнь устройству мира и созиданию «нового человека». Так кто же такой был этот великий человек, значение которого в культурной жизни Европы и авторитет, быть может, даже превышают аналогичное влияние Вольтера, властителя дум века XVIII, единственного, пожалуй, в Европе человека науки и культуры, которого можно сравнить с мудрецом из Нидерландов? Эразм появился на свет в Роттердаме, по которому впоследствии и получил своё прозвище. Необычное имя объясняется просто: по-гречески оно означает «любимый, желанный». Позднее Эразм присоединит к нему латинский перевод этого имени и станет прозываться Эразмом Дезидерием Роттердамским. Отцом его был священник, матерью – дочь врача. Мальчик был незаконнорожденным, и впоследствии, будучи уже взрослым и известным человеком, Эразму пришлось прибегнуть к помощи римского папы Юлия II особым указом снявшим всякие канонические ограничения, налагавшиеся на него рождением вне брака. Первое своё образование юный Эразм получил в школе при церкви, где ему пришлось закончить три класса. Эта школа оказала огромное влияние на ум и душу мальчика. Дело в том, что одним из его учителей был гуманист Яан Синтен, возглавлял же школу друг известного немецкого гуманиста и замечательного учёного Рудольфа Агриколы. Именно здесь Эразм познакомился не только с начатками гуманистических идей, но и так называемым «новым благочестием», своеобразной религиозно-моральной системой, отвергавшей схоластическое богословие, проповедовавшей личный, мистический характер общения с богом. К этому же периоду относятся первые литературные опыты Эразма Роттердамского. Мальчик сочинял в подражание классическим образцам очень хорошие стихи на латинском языке.

Пусть удалятся с небес и ненастье, и мрачные тучи,
Пусть и в наших сердцах канут тревога и боль.
Пусть перестанет вздымать ветер Африк волны морские,
Пусть и в наших сердцах канут тревога и боль…

                                       («Элегия о сопоставлении горя и радости»)

 Радости жизни уйдут: никогда уже им не вернуться,
Быстро в наследство своё вступят страданье и смерть.
Значит, пока позволяют года и жестокая Парка,
В светлых временах пока радостно юность цветет,
Да не упустим её, чтоб напрасно не канула в вечность:
Будем, друг мой, ловить первые лучшие дни.
                                  
(«О превратности времени. К другу»)

В 1492 году Эразм принял сан священника и занял место секретаря у Генриха Бергенского, епископа Камбре. В годы служения у этого человека Эразмом была завершена известная «Книга антиварваров», в которой он, полемизируя со схоластическим подходом к изучению античности и произведений отцов церкви, высказывается в пользу именно той точки зрения в отношении языческих классиков, которая содержится в главных сочинениях церковных писателей I тысячелетия. Вскоре Эразм отправляется в Париж изучать теологию. Время обучения было для Эразма достаточно трудным – для того, чтобы жить и заниматься богословскими штудиями, Эразм начинает брать учеников. Именно этим временем датируются и ранние версии его знаменитых произведений, написанных в том числе и с учебными целями – «Adagia» и «Colloquia», которые ещё долго будут использоваться гуманистами Европы в качестве отличных учебных пособий. Эразм побывал в Англии, избороздил всю Италию – его видели Турин, Болонья, Флоренция, Венеция, Падуя, Рим… Однако скоро «итальянский» период его жизни закончился, и Эразм вновь отправляется в Англию. По дороге туда у негоbs0000668252 оформляются замысел и основные сюжеты нашумевшей «Похвалы глупости». Само произведение было написано в 1509 году на одном дыхании, и эта едкая сатира стала необычайно популярной в Европе. Господствующий тон сатиры Эразма – юмористический, а не саркастический. Смех его проникнут по большей части благодушным юмором, часто тонкой иронией, почти никогда – бичующим сарказмом. В сатирике чувствуется жизнерадостный гуманист, взирающий на жизнь с оптимистическим благодушием и в отрицательных её сторонах видящий преимущественно предлог для того, чтобы от души посмеяться и побалагурить. Невозможно переоценить згачение Эразма Роттердамского в развитии мировой культуры. «Самый великий европейский учёный XVI века», «величайший учёный северного Возрождения», «оракул Европы», «основатель того, что можно назвать «либеральной традицией в европейской культуре», — эти и подобные титулы можно перечислять долго. Первый издатель Нового Завета, важнейшая фигура в изучении патристики и классической литературы этого периода, великий филолог, заложивший основы методики изучения классических текстов, исключительный знаток древних языков, античной литературы и мифологии,  учёный, которому предлагали кардинальство, а правители Баварии – больших размеров пенсию, чтобы он только переехал на постоянное жительство в Нюрнберг… Общую направленность своих взглядов Эразм Роттердамский сформулировал в письме к голландскому учёному Мартину ван Дорну, хотя и сказаны они были по другому поводу: «Мы хотели вразумить, а не уязвить, помочь, а не обидеть, исправить человеческие нравы, а не привести их в расстройство». Этой цели – лучшему устройству всего мира и созиданию «нового» человека – и служила вся его деятельность и все его произведения.

С приметой доброй шествуй, ты мой дар книжный
Хоть тощим сотворил тебя поэт скромный.
Вельможе мудрому понравиться б только,-
И Эритрейские ты превзойдёшь камни.

Взять произведения Эразма Роттердамского вы можете в отделе художественной литературы, ауд 311, к. А.

 

 

 

Реклама