22ноября — 145 лет со дня рождения Андре Жида, французского писателя

laurens-paul-albert-portrait-of-andre-gide-1869-1951-1924 Присуждение Андре Жиду в 1947 году Нобелевской премии стало высшим, хотя и запоздалым признанием выдающегося вклада писателя в мировую литературу XX столетия. Ко времени лауреатства творческий путь писателя был фактически завершён: в 1946 году он выпустил своё последнее, итоговое художественное произведение – притчу «Тесей». Его герой, мифический Тесей, говорит: «Я творил во благо будущего человечества». Благо это он полагает в том, что люди способны стать совершеннее, свободнее и счастливее. Собственные этические поиски Андре Жид осмысливает в «Тесее» с позиций гуманистического идеала, продолжая верить в приход нового человека, свободного в мыслях и действиях, но ответственного перед самим собой и обществом, перед ценностями культуры и цивилизации.

Андре Жид родился в Париже в богатой — полупротестанской, полукатолической – буржуазной семье. Отец писателя был профессором в Сорбонне. Мать была ревностной католичкой, мрачным воплощением деспотичного долга, добродетели и строгости. Болезненный, странный мальчик после смерти отца рос в атмосфере исступленной религиозности. Систематического образования он не получил, его заменило домашнее воспитание. Тем не менее в отрочестве и юности Андре Жид приобрёл солидные литературные и музыкальные познания, хорошо знал латынь, немецкий и английский языки. У него рано пробудилось литературное дарование: с пятнадцати лет будущий писатель начал вести свой знаменитый «Дневник». В литературе Андре Жид дебютировал в 1891 году, анонимно опубликовав сборник стихотворений «Тетради Андре Вальтера». Молодой поэт создал вычурную книжку, которую потом назвал «длинным объяснением в любви, утонувшим в символистских туманах». Два года спустя вместе с другом Жид отправился в путешествие по Тунису. Из этой поездки родилось одно из самых вдохновенных произведений писателя – лирическая поэма в прозе «Яства земные», которой он отдал «всю свою любовь, всю заботу и все свои слёзы». «Яства земные» — книга судьбы Андре Жида, в которой он сложил восторженную песнь любви к жизни, природе и свободному человеку, раскрыл свой талант моралиста, учителя мудрости. Он пытался выразить радостную этику приятия жизни, объявив высшей ценностью каждое её мгновенье, каждый её дивный плод. Своеобразие Андре Жида заключается в том, что он – ярко выраженный художник самопознания. Среди его разнообразных сочинений (стихи и эссе, пьесы и психологические повести, романы и трактаты, путевые очерки и статьи о литературе) высится огромный массив автобиографической прозы. Всё написанное им образует как бы сплошной непрерывный дневник, поражающий редким богатством мысли, утончённым психологизмом и совершенством стиля, — это шедевр писателя, где совершилось его главное художественное открытие – открытие собственного Я.

Первым произведением снискавшим успех у читателей стала повесть «Имморалист» — горькая исповедь молодого учёного, историка античности, человека, перегруженного книжной культурой и предрассудками пуританского воспитания, который жаждал освободиться от условностей «нормальной» морали, мечтая жить ближе к природе. В 191467792 году появилась книга «Подземелья Ватикана» — небылица, буффонада, фарс, где писатель с тонкой иронией изображает невероятные «чудесные» метаморфозы тех идеалов и верований, идей и теорий, что имели, казалось бы, безусловное значение в эпоху «конца века». Все персонажи проверяются отношением к фантастической выдумке группы мошенников, будто бы папа Лев XIII заточён в подземельях Ватикана коварными франкмасонами, задавшимися целью сорвать так называемое «католическое возрождение», и заменён двойником-самозванцем. Проходимцы ловко обирают простофиль верующих, организуя «Крестовый поход во имя освобождения папы». Все идеи и убеждения персонажей неподлинны и фальшивы; все персонажи играют навязанные самим себе роли, носят аляповатые маски, как в шутовском балагане. В 1919 году Андре Жид опубликовал поэтичную повесть «Пасторальная симфония» — исповедь стареющего пастора, который разрывается между земной страстью и служением Богу. Эта повесть стала своеобразной прелюдией к роману _1_1_~1«Фальшивомонетчики». Андре Жид создал роман о людях, которые словно поддельные монеты, «звучат фальшиво». «Фальшивых» людей воспитывают все основные институты общества – семья, школа, церковь, суд. Фальшивомонетчиками волей или неволей оказываются все герои писателя, потому что они отгораживаются от действительности ширмами удобных предрассудков или мифов. Они либо сознательно обманывают, либо бессознательно обманываются в призрачном мире видимостей, иллюзий, ложных ценностей, которые тончайшей паутиной опутывают жизнь. В 1947 году появилась небольшая книжка «Осенние листки» — своеобразное духовное завещание Андре Жида. В ней писатель с убедительной силой изложил своё «евангелие» веры в достоинство человека. «Я свергаю с алтаря Бога и возношу на его место человека», — писал он. Достоинство, доблестную добродетель каждой личности Андре Жид видел в том, чтобы она добилась от себя всего самого лучшего. «Бог теперь жив только благодаря достоинству человека». Андре Жид искал в творчестве «возможность мыслить свободно». писал, по его словам, «для тех, кто понимает с полуслова». И ещё он любил повторять, что «пишет для того, чтобы его перечитывали». Предлагаем читателям перечитать шедевры прозы Андре Жида, в которых так много умной, глубокой правды о человеке.

 Познакомиться с творчеством французского писателя Андре Жида вы можете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.