31декабря — 145 лет со дня рождения А. Матисса, французского художника

14073205-1383828614 «Нужно уметь находить радость во всём: в небе, в деревьях, в цветах. Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть». «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», — писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своём творчестве. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился на севере Франции в семье торговца зерном. По окончании лицея Анри учился в Париже в Школе юридических наук, затем получил право работать в сфере юриспруденции. В небольшом городке Сен-Кантен Матисс поступает работать клерком у присяжного поверенного и одновременно посещает курсы рисунка. Матисс впервые пробует свои силы в живописи, копируя цветные открытки. В 1891 году Матисс оставляет юриспруденцию, переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана. Матисс копирует в Лувре произведения Пуссена, Рейсдаля, интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго. В 1896 году Матисс выставляет четыре картины в Салоне Национального общества изящных искусств,matisse%20-%20Marguerite%20lisant%20son%20livre%20-%201906 его картина «Читающая» приобретается государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. Художник много разъезжает: Лондон, Корсика, Тулуза, Генуя. Во время пребывания на Корсике Матисс открывает для себя очарование южного пейзажа. В июне 1904 года состоялась первая профессиональная выставка художника. Летом того же года вместе с художниками неоимпрессионистами — П. Синьяком и Э. Кроссом – Матисс едет на юг Франции, в Сен-Тропез и начинает работать в технике дивизионизма, используя раздельные точечные мазки. На выставке 1905 года в «Осеннем салоне» Матисс выставляет ряд работ, и 000130среди них «Женщину в зелёной шляпе». Эти произведения и картины его друзей произвели фурор. Так появилось новое направление в авангардном искусстве, получившее название фовизм (от французского «дикий»). Затем художник отправляется в путешествие по Италии, едет в Алжир и знакомится с искусством Востока, что оказалось очень важным для его творчества. Восточное искусство оказало большое влияние на художника. Отсюда преобладание цвета над формой, пестрота и узорчатость, стилизация предметов в его работах. Одним из первых распознал и оценил Матисса русский коллекционер С. И. Щукин. В 1908 году он заказывает художнику три декоративных панно для своего дома в Москве. Третье панно – «Купание, или Медитация» — остались лишь в5092261847_4d8d44345c_b набросках, а два других – «Танец» и «Музыка» — вскоре приобрели мировую известность. В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце, или играющими на древних музыкальных инструментах обнажёнными юношами, символизируют природные стихии – огонь, землю, воздух. Вскоре художник посещает Танжер (Марокко), под впечатлением поездки Матисс создаёт марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба». Впоследствии, подводя итоги 1138308606_large-image_matisse77lgсвоему марокканскому путешествию, Матисс сказал: «Путешествия в Морокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но всё же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм». Марокканские пейзажи Матисса, дышащие напоенным солнцем ароматом, быть может, высшие достижения художника, да и всей живописи XX века в трактовке живой природы. Кажется, что оранжевые цвета Матисса рядом с насыщенными синими приобретают сверкание. После Первой мировой войны в творчестве художника происходит новый поворот. Он всё больше отдаёт предпочтение рисунку, где можно творить легко и быстро. Произведения этого периода отмечаются приглушённостью тонов, мягкостью письма. Под влиянием живописи О. Ренуара он увлекается изображением натурщиц в лёгких одеяниях, и появляется цикл «Одалиски».

В 1920 году Матисс работает над эскизами декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей». Имя Матисса становится всемирно известным. Его выставки проходят в Москве, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Берлине и других городах. Художник получает всеобщее признание, в июле 1925 года Матисс получает звание кавалера ордена Почётного легиона, а в 1927году получает американскую премию Института Карнеги в Питтсбурге за картину «Компотница и цветы». В сороковые годы художник много трудился над портретами, которые всегда считал своим призванием. По заказу доминиканского ордена работал над сооружением и декорацией «Капеллы чёток» в Вансе, этой последней своей работе мастер придавал большое значение, видя в ней синтез многих его исканий. В 1952 году на родине художника открылся Музей Матисса. Умер Матисс в 1954 году в Ницце и там же похоронен. Л. Арагон писал о Матиссе: «Этого человека больше нет, но он оставил нам свою огромную веру в судьбу людей, своё умение рассеивать туман, своё утверждение счастья».

Книги о жизни и творчестве Анри Матисса и альбомы с репродукциями его картин вы можете взять в отделе научной литературы, ауд. 176 гл. к.

Реклама