14 января – 140 лет со дня рождения Альберта Швейцера (1875-1965), немецкого и французского философа, теолога и миссионера, врача, музыковеда и органиста, лауреата Нобелевской премии мира (1952 г.).
Альберт Швейцер«Однажды солнечным летним утром, я проснулся в Гюнсбахе во время каникул на Троицын день, мне в голову пришла мысль, что я не смею рассматривать это счастье как нечто само собою разумеющееся, а должен за него чем-то отплатить. Раздумывая над этим, лежа еще в постели, в то время, когда за окном пели птицы, я пришел к выводу, что было бы оправданным до тридцати лет жить ради наук и искусств, чтобы затем посвятить себя непосредственному служению человеку».

Альберт Швейцер занимает в культуре XX в. особое место – его труды принадлежат одновременно и интеллектуально-философской традиции и традиции социально-нравственного реформаторства. Основное внимание А.Швейцера направлено на критику ценностных оснований современной европейской культуры. А.Швейцер разрабатывал разнообразные теологические и философские проблемы. Ему принадлежат такие фундаментальные труды как «От Реймаруса до Вреде. История исследований жизни Иисуса» (Von Reimaarus zu Wrede-Geschichte der Leben-Jesu-Forschung. 1906), «Мистицизм Апостола Павла» (Die Mystik des Apostels Paulus. Tubingen, 1930), «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik, 1935).

594736_900486_1Основным делом своей жизни мыслитель считал всестороннее обоснование Нового учения, которое он назвал этикой благоговения перед жизнью. Этому посвящена большая часть сочинений А.Швейцера, центральное место среди которых занимает «Философия культуры», состоящая из двух частей: «Упадок и возрождение культуры» (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923), «Культура и этика» (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923).

Альберт Швейцер родился в 1875 г. вторым ребенком в семье священника Людвига Швейцера в небольшом городке Кайзерберге в Верхнем Эльзасе. Вскоре после рождения сына семья переехала в расположенный неподалеку городок Гюнсбах, где, как пишет Швейцер, он вместе со своими тремя сестрами и братом счастливо провел юношеские годы. Он рос в скромном достатке, в заботах любящих, хотя и строгих, родителей.

Жизнь Альберта Швейцера и далее складывалась вполне благополучно. К 30-ти годам он был уже признанным теологом, многообещающим философом, органистом, мастером органостроения, музыковедом. Его книга о Бахе принесла ему европейскую известность. Он был удачлив в службе, имел широкий круг друзей. На подходе к вершинам славы Швейцер решает все разом поменять: Европу — на Африку, поприще ученого и музыканта — на долю врача, ясное благополучное будущее — на неопределенную жизненную перспективу, сопряженную с трудностями и непредсказуемыми опасностями. Почему он так поступил? Ни сам Швейцер, ни его исследователи не смогли ответить на этот вопрос сколько-нибудь убедительно. Однажды, осенью 1904 г., он увидел на своем столе среди почты зеленую брошюру ежегодного отчета Парижского миссионерского общества. Откладывая ее в сторону, чтобы приступить к работе, он вдруг задержался взглядом на статье «В чем испытывает острую нужду миссия в Конго?» и стал читать. В ней содержалась жалоба на нехватку людей с медицинским образованием для миссионерской работы в Габоне, северной провинции Конго, и призыв о помощи. «Закончив чтение, — вспоминает Швейцер, — я спокойно принялся за работу. Поиски завершились». Однако прошел еще год, прежде чем он объявил о своем решении родным и друзьям.

13 октября 1905 года, будучи в Париже, он опустил в почтовый ящик письма, в одном из которых снимал с себя обязанности по руководству семинарией св. Фомы в Страсбурге. В остальных же извещал родителей и ближайших знакомых о том, что, начиная с зимнего семестра, он становится студентом медицинского факультета и намерен по окончании его поехать врачом в Экваториальную Африку.

Решение Швейцера вызвало среди родных и друзей настоящий переполох. Недоумение и непонимание переходило в активное противодействие. Но никакие эмоциональные оценки и благоразумные доводы не могли его поколебать.

Альберт Швейцер закончил медицинский факультет, занялся врачебной практикой, защитил диссертацию по медицине и в 1913 году, вместе с Еленой Бреслау, на которой женился за год до этого, отправился в Африку, в ставшее с тех пор знаменитым местечко Ламбарене. Там он сразу же приступил к врачебной деятельности и начал строить больницу, средства на которую были собраны им заблаговременно. Швейцер остался верен избранному пути до конца своей долгой жизни. Он много раз приезжал в Европу, оставаясь в ней иногда по несколько лет, среди прочего и даже в первую очередь для того, чтобы добыть деньги для своей больницы, которая со временем разрослась в небольшой медицинский городок.

Работа в Африке привлекала его независимостью от официальной благотворительности. При этом вначале он намерен был поехать туда миссионером, но с удивлением обнаружил, что для руководителей Парижского миссионерского общества тонкости теологических убеждений имели куда более важное значение, чем готовность к христианскому служению. И тогда он решает работать только врачом, чтобы свести к минимуму зависимость от Миссионерского общества.

А.Швейцер был очень организованным человеком и обладал поразительной работоспособностью. Занимаясь больницей — и как врач, и как директор, и как строитель, и как экономист, — он находил еще время для музыкальных опытов. И он не прекращал научных занятий. Начиная с первой диссертации «Философия религии И.Канта» (1899) и до конца жизни он вел исследования в области философии, этики, теологии.

В 50-е годы он включился в борьбу за мир, точнее, за запрещение атомного оружия. В 1952 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира.

A.-SHvejtserО Швейцере обычно говорят, что он отказался от судьбы процветающего европейца, блестящей карьеры ученого, педагога, музыканта и посвятил себя лечению негров никому дотоле неведомого местечка Ламбарене. Но в том-то и дело, что он не отказался. Он состоялся и как выдающийся мыслитель, деятель культуры и как рыцарь милосердия.

Умер Альберт Швейцер в Ламбарене в 1965 г. Там же он похоронен. Медицинский комплекс в Ламбарене продолжает полноценно функционировать благодаря усилиям друзей и последователей выдающегося гуманиста и мыслителя XX в.

Книги Альберта Швейцера в фонде библиотеки:

Швейцер, Альберт.

Упадок и возрождение культуры : Избранное / А. Швейцер .— М. : Прометей, 1993 .— 512 с. — ISBN 5-7042-0495-3 : 8200-00.

Швейцер, Альберт (немецко-французский мыслитель ; протестантский теолог ; миссионер ; врач ; музыковед) .

Культура и этика / А. Швейцер ; Пер. с нем. Н. А. Захарченко, Г. В. Колшанского; Под ред. В. А. Карпушина .— М. : Прогресс, 1973 .— 343 с., 1 л. портр .— (Для научных библиотек) .— На фронтисписе портр. авт. — Из книг Файнбурга Захара Ильича PGTU : 1316779 .—

Оригинал перевода: Kultur und Ethik .— München, 1960.

Швейцер, Альберт.

Жизнь и мысли : пер. с нем / А. Швейцер ; Сост. А. Л. Чернявский .— Москва : Республика, 1996 .— 528 с. : ил. — (Мыслители XX века) .— Примеч.: с. 506-514 .— Указ. имен: с. 515-518.

Швейцер, Альберт.

Письма из Ламбарене = Briefe aus Lambarene / А. Швейцер ; Академия наук СССР .— Ленинград : Наука, 1978 .— 390 с., 12 л. ил, 1 л. портр. авт. — (Литературные Памятники) .— Доп.: с. 301-302 .— Прил.: с. 305-357 .— Примеч.: с. 358-381 .— Некотор. даты жизни и деят. Альберта Швейцера: с. 382-387 .— Список ил.: с. 388 .— 4-10.

Реклама