140 лет назад в Париже было открыто новое здание оперного театра «Гранд-опера» (1875)

Оперные театры Парижа известны своей печальной судьбой. В 1763 г. сгорело здание около Пале-Руаяль. На том же месте выстроили новое, но и оно сгорело в 1781 году. После, на бульваре Сен-Мартен, под оперный театр обустроили временное здание, а в 1794 опера переехала на улицу Ришелье.

Но здесь, в 1820 году, был убит наследник престола герцог Беррийский, после чего здание решили снести. На протяжении последующих тридцати лет оперные представления давались в зале на улице Пелетье, где в 1858 году Феличе Орсини организовал покушение на жизнь Наполеона III. Впоследствии наполеон 3император решил построить новое здание, четырнадцатое по счету в истории парижской Оперы, отвечающее собственной безопасности. Для нового здания был выделен специальный земельный участок, расположенный островком между широких улиц. Это должно было облегчить задачу охраны, поскольку открытое пространство вокруг будущего театра хорошо просматривалось.

Победителем конкурса архитектурных проектов стал малоизвестный, хотя и успевший заслужить престижную профессиональную Римскую премию архитектор Шарль Гарнье.
Недовольная императрица Евгения, благоволившая своему протежеИмпериатрица Евгения Виолле-ле-Дюку, фыркнула в лицо победителю, когда он представлял ей свой проект: «Что это? Никакого стиля! Ни Людовик XV, ни Людовик XVI…». Гарнье в ответ не растерялся: «Да, мадам. Это стиль Наполеона III».

Следующие пятнадцать лет своей жизни Гарнье посвятил работе над главным творением своей жизни.

Строительство здания преследовали неудачи. В частности выяснилось, что в этом месте грунтовые воды подходят к поверхности слишком близко. Они стали затапливать котлован, как тоCharles_Garnier_architectлько начались работы по закладке фундамента. Долгие месяцы их пытались откачивать, но безрезультатно. Пришлось специально строить бетонную водонепроницаемую перемычку под всем зданием. Это привело к удорожанию проекта, а также положило основание для создания широко распространенной легенде о подземном озере, над которым стоит здание.

В 1870 году, император Франции был низложен. Президент Третьей республики Адольф ТьерЛуи Адольф Тьер предложил снести недостроенное здание. И кто знает, что бы стало с Гранд-опера, если бы не вмешалась злосчастная судьба парижских оперных театров — в 1873 году сгорает временный зал на улице Пелетье.

В 1875 году творение Гарнье было завершено. Архитектору удалось одновременно решить несколько трудных задач. Он вписал прямоугольное здание в ромбовидный участок, остроумно использовал оставшиеся с боков треугольники для организации павильонов. Слева был устроен специальный императорский подъезд, а справа – вход для конных экипажей. 

гранд-операЗдание широким фасадом замыкает пространство площади и перспективу авеню, начинающейся у Лувра. В то же время, в длину здание гораздо больше, чем в ширину, что со стороны центрального входа совершенно незаметно.

Аркады центрального входа приподняты над лестницей, так как Гарнье хотел, чтобы зрители не просто входили в здание, но поднимались в храм искусства.

Высокий аттик над главной колоннадой самому Гарнье казался излишне тяжеловесным, но его добавление было вынужденной мерой. Во время сооружения театра высотный регламент окружающих зданий был увеличен с 17,5 до 23 метров.

В работе над оформлением фасада участвовали 14 живописцев и 63 скульптора.

В нишах между колоннами размещены бюсты великих композиторов. Золотые крылатые фигуры по углам крыши символизируют Гармонию (слева с лирой) и Поэзию (справа с факелом). В центре бронзовый Аполлон триумфально возносит к небу еще одну лиру.

Внизу в боковых павильонах расположены скульптурные группы (слева направо): Лирическая поэзия, Музыка, Танец и Лирическая драма. «Танец» работы скульптора Карпо, в свое время вызвал скандал из-за смелого по тем временам изображения обнаженной натуры. Кто-то из негодующей публики даже бросил в статую бутылку с чернилами. Впрочем, сегодня изображение выглядит вполне невинным.

гранд-опера2Не менее богато и внутреннее убранство театрального здания. Гарнье чутко уловил веяние времени, когда богатая публика ходила в театр не только за тем, чтобы посмотреть на спектакль, но и чтобы показаться в свете. Просторные фойе и вестибюли, великолепная парадная лестница и большой зрительный зал предоставляли для этого все возможности.

гранд-опера3При строительстве архитектором применялись различные технические новшества, в частности, использование стальных конструкций, что избавило здание от массивных несущих стен и колонн. Поэтому все внутренние помещения удалось сделать более просторными, чем это позволяла традиционная каменная кладка. Из металла была сделана и вся сценическая машинерия. Бесчисленные пожары парижских оперных театров требовали пусть и более дорогой, но огнестойкой механики. Здание снабдили самыми современными системами вентиляции и отопления. Вот только электричество было проведено позднее.

Парижской опере была уготована долгая и счастливая судьба архитектурного шедевра, одного из самих знаменитых театров мира и выдающейся парижской достопримечательности. В 1990 г. оперная труппа переехала в футуристическое здание на площади Бастилии, но балетные преставления по-прежнему даются в старом здании.

В фонде научной библиотеки:

Сто великих театров мира / К.А.Смолина .— М. : Вече, 2001 .— 479 с. : ил. — (Сто великих) .— На обл. изобр. фасад одного из великих театров мира .— Содерж.: Древнегреческий театр; Эллинистический театр; Древнеримский театр; Театр литургической драмы; Китайский традиционный театр; Театр комедии дель арте; Мистерия; Но и Кабуки; Театр Петрушки; Вертеп; Бургундский Отель; Олимпико; Глобус; Фарнезе Театр; Блистательный театр и труппа Мольера; Гранд-Опера; Комедийная Хоромина; Малорусский Школьный Театр; Комедии Франсез; Знаменитая Банда; Венская Опера; Театр Славяно-греко-латинской академии; Комедиальная Храмина; Королевский театр дани; Ковент-Гарден; Сан-Карло и Итальянский театр XYIII века; Бургтеатр; Театр (Кадетского) Шляхетского корпуса; Театр Фёдора Волкова; Беатры Бульваров; Университетский театр; Театры Шереметьевых; Гамбургский Национальный театр; Большой театр; Ла Скала; Театр Медокса (Петровский театр); Эрмитажный театр Санкт-Петербурга; ОЛдеон; Веймарский театр; Ла Фениче; Лицеум; Театр США; Мариинский театр; Олд Вик; Ателье; Малый театр; Алксандринский театр; Немецкий театр макса Рейнхардта; Театры «близнецы»: Шатле и Сары Бернар; Норвежский театр; .— Содерж.: Венская оперетта; Мейнингенский театр; Ванемуйне; Байрейтский театр Вагнера; Мемориальный театр; Метрополитен-Опера; Балаганы. Медвежья потеха .Раёк; Свободный театр; Художественный театр Парижа; Творчество; Шиллер-театр; Театр Антуана; Московский Художественный театр; Свободная сцена; Первый передвижной драматический театр; Русские сезоны; Мюнхенский Художественны й театр; Старинный театр; Интимный театр; Драматический театр В.Ф.Комиссаржевской; Бродячая собака и Привал комедиантов; театр Елисейских полей; Театр футуристов; Старая голубятня; Бирмингемский репертуарный театр; Первая студия Московского Художественного театра; Камерный театр; Театр улиц. Массовые действа; Немецкий театр экспрессионизма; Большой драматический театр; Театр РСФСР Первый и театр имени Мейерхольда (ТИМ); Политический театр Пискатора; Театр имени Евг.Вахтангова; Гилд и Групп; Театр революции; Эпический театр Брехта; Московский Художественный театр Второй (МХАТ 2-й); Жестокий театр Антонена Арто; Картель; Театр кукол Сергея Образцова; Пикколо Театро ди Милано; Театр пантомимы Марселя Марсо; Берлинер Ансамбль; Внебродвейские театры США; Современник; Анти-театр, или Театр насмешки; Театр на Таганке; Театр-лаборатория Ежи Гратовского; Бродвейские театры; Театр Питера Брука .— ISBN 5-7838-0929-2 : 48-20.

Реклама