150 лет со дня рождения Валентина Александровича Серова
“В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное”

В. А. Серов Автопортрет Русское искусство конца девятнадцатого и начала двадцатого века оказалось в условиях «ускоренного развития», отчего образовалась смесь различных стилистических направлений и их растянутое, продленное во времени существование. Русский импрессионизм характерен большей загруженностью смыслом и меньшей по сравнению с французским городским вариантом динамизмом, что определяет его «деревенский» характер, и так называемый «культ этюда». Натурное видение обусловило близость творческих методов импрессионизма и реализма, и в дальнейшем оказалось возможным сопряжение русского импрессионизма со стилем модерн, сезаннизмом, фовизмом, экспрессионизмом и другими течениями. При этом сохранявшаяся в русском искусстве тяга к содержательности живописного образа и его оптимистической окраске объясняет живучесть импрессионизма и в советской живописи. Можно также отметить, что французские импрессионисты делали упор на впечатлении от увиденного, а русские добавили к этому отображение внутреннего состояния художника. И именно этот факт обусловил «эскизность», так как приходилось работать не только на изменчивый свет, но и на изменчивую «русскую душу». Это диктовало также и то, что работа должна была быть завершена за один сеанс, так как внутреннее состояние сохраняет свою уникальность лишь до его прерывания, что делало завершенность с точки зрения техники классической живописи практически невозможной. Известен факт, что К.Коровин написал портрет Шаляпина в полный рост за два часа, притом, что возможность написания такого портрета считалась невозможной.

В 90-е годы XIX века в России одновременно существовали различные художественные направления: мастера передвижничества развивали принципы реализма, многие продолжали работать в импрессионистической манере, и большим успехом у широкой публики пользовался академическая живопись. Также первая половина 90-х годов — время широкого распространения стиля модерн. Как и импрессионизм, стиль модерн в русской живописи приобрел черты «стертого характера». Главная причина этой неопределенности содержалась в той особой ситуации, возникшей вследствие того, что русское искусство за короткий срок проходило разные этапы.

В творчестве Валентина Александровича Серова выделяют лишь период увлечения импрессионизмом. Но картину «Девочка с персиками» считают, чуть ли не эталоном русского импрессионизма в портрете. Серов в то время очень много работал со своим близким другом Коровиным, и вполне объяснимо предположение, что импрессионистические идеи в большой степени являлись влиянием именно этого человека. Многие из его работ 80-х годов можно считать импрессионистскими. Однако дальше его импрессионизм становится сдержанным, одноцветным, а в 90-е годы в его творчестве появляются черты модерна. Наиболее полно штрихи стиля отражались в работах. Серова «Портрет Иды Рубинштейн» и «Похищение Европы».

Из ранних произведений художника можно отметить картины «Волы» (1885). В гармонию золотистых и серебристо-серых тонов он привел и скотный двор с его постройками, и кусочек осеннего пейзажа, и фигуры первого плана — белого и черного волов, неторопливо жующих сено. Брошенная на телегу розоватая тряпка, разработанная Серовым с тем же богатством цветовых и световых рефлексов, «держит» всю цветовую композицию картины. Пейзажи «Осенний вечер. Домотканово» (1886), «Заросший пруд. Домотканово» (1888) выполнены в импрессионистической манере.

“В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное”, — говорит Серов два года спустя. И создает два шедевра русской школы живописи: “Девочка с персиками” (1887) и “Девушка, освещенная солнцем” (1888).

“Все, чего я добивался, — говорит Серов о своих работах этих лет, — это — свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах”. Упорно добиваясь “свежести живописи при полной законченности”, Серов «замучил» многодневными сеансами и Веру Мамонтову и свою двоюродную сестру М. Я. Симонович, позировавшую ему в Домотканове для “Девушки, освещенной солнцем”. Но цели своей он добился: они кажутся написанными по первому впечатлению, без труда и творческих мучений. «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, — вспоминал Серов, — уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров».

Девушка освещенная солнцемВ “Девушке, освещенной солнцем” нет уже такой непосредственной поэтичности, хотя она также проникнута тихой радостью бытия. Вместо скрытно-порывистой позы “Девочки с персиками”, и живого блеска брошенного в сторону взгляда, перед нами сидящая, прислонившись к стволу дерева, девушка со спокойно положенными на колени руками. Доверчиво смотрит она на нас широко открытыми светло-серыми глазами; невозмутим её душевный мир, ясный как этот солнечный день под липами старого парка. Обе эти картины имели сенсационный успех и были восприняты как новое слово в искусстве, и до сих пор считаются жемчужинами отечественной живописи.

Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Картина была выставлена на Парижской всемирной выставке в 1900 году и получила Гран-при. Это произведение вместе с портретами М. Ф. Морозовой и С. М. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века.

С 1890 года Серов участвует в выставках Товарищества передвижников. Однако в результате раскола Товарищества художник вместе с Архиповым, А. Васнецовым, Досекиным, Светославским, Первухиным и Левитаном в 1899 году выходит из его состава. В 1898 году создается новое художественное объединение — «Мир искусства». Валентин Александрович входит в его состав с момента основания.

Работает Серов в 90-е годы и над пейзажем, придя и в нем к новым стилевым особенностям и скупой гамме серебристо-серых тонов, появившихся после его поездки летом 1894 года на север с Константином Коровиным, оказавшим на него сильное воздействие своим выдающимся дарованием колориста. Однако Серов сохраняет своеобразие своей творческой индивидуальности и уже в 1895 году пишет чудесную картину “Октябрь”. Тишиной и покоем веет от этого типично русского пейзажа с бедной деревенькой на заднем плане и мирно пасущимися лошадьми и овцами на скошенном поле. Крошечная фигурка мальчика-пастушка в отцовском картузе как бы “держит” композицию картины. И эта на первый взгляд точно вылинявшая картина вдруг захватывает нас красотой живописи, поэтичностью настроения, острой характерностью пейзажного жанрового изображения русской деревни.

В. А. серовВ двадцатый век Серов вступает в расцвете своего таланта, как своеобразный художник-артист, и в этот период творчества для него характерно обращение к стилю модерн. В 1900 — 1901 годах в тонко стилизованной манере Серов изображает “Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту” и тогда же броской кистью запечатлевает стирку белья деревенскими бабами. С 1895 до самой смерти он трудится над громадной, — более 150 листов, серией иллюстраций к басням И. А. Крылова. А всего лишь раз, испробовав силы в театральной афише, он рисует для “Русских сезонов” подлинный шедевр — лист с изображением танцующей А. П. Павловой. Создаёт прекрасные декорации для постановки оперы своего отца А. Серова “Юдифь” (1907) в Мариинском театре. И декорации к балету “Шехерезада” (1911) на музыку Н. Римского-Корсакова для “Русских сезонов” в Париже.

В 1907 году он завершает превосходную историческую картину “Петр I” и в том же году создает блистательный портрет красавицы Генриетты Гиршман в ее изысканно-модном будуаре.

В “Похищении Европы” (1910) античный миф о похищении Европы — дочери финикийского царя — богом Зевсом, превратившимся для этого в быка. Женственно изящен образ кокетливой изысканно хрупкой Европы. Царственно красив могучий бык с лирообразно изогнутыми рогами и человеческим взглядом. Стремительны прыжки взлетающих над волной дельфинов, очерченных с виртуозной простотой, как бы одним взмахом кисти. В 1910 году Серов пишет знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн. Эта картина была выставлена на Международной выставке 1911 года в Риме и приобретена Русским музеем.

В. А. Серов рано ушёл из жизни. 22 ноября 1911 года, в возрасте сорока шести лет. В этот день, ранним утром, художник спешил на портретный сеанс к Щербатовым, упал и умер от приступа стенокардии.

ikonka-knigКниги из фонда Научной библиотеки:

Мир искусства / С. М. Паршин .— Москва : Изобр. искусство, 1993 .— 79 с. : ил. — Список репр.: с. 78-79 .— ISBN 5-85200-230-5 : 300-00.

— — 1. Бенуа , Александр Николаевич (художник) , 1870-1960Россия. 2. Серов , Валентин Александрович (художник) , 1865-1911Россия, 19 в. 3. Сомов, Константин Андреевич, 1869-1939художник. 4. Добужинский , Мстислав Валерианович (живописец, график, художник театра) , 1875-1957. 5. Бакст, Лев Самойлович (художник , сценограф) , 1866-1924Россия. 6. Кустодиев, Борис Михайлович (художник) , 1878-1927 Россия, конец 19 — начало 20 в. 7.Серебрякова , Зинаида Евгеньевна (художник) , 1884-1967 Россия, 20 в. 8. Головин , Александр Яковлевич (художник , сценограф) , 1863-1930Россия, конец XIX — нач. XX вв. 9. Шухаев, Василий Иванович, 1887-1973. 10. Рерих, Николай Константинович ( живописец, философ, мистик, археолог, театральный художник, путешественник, писатель) , 1874-1947Россия. 11. Лансере, Евгений Евгеньевич (художник) , 1875-1946Россия. 12. Остроумова-Лебедева, Анна Петровна(художник) , 1871-1955 Россия. 13. Якулов, Георгий Богданович (художник) , 1884-1928 Россия. 14. Судейкин, Сергей Юрьевич (художник) , 1882-1946 Россия. 15. Нарбут, Георгий Иванович (художник) , 1886-1920Украина. 16. Сапунов , Николай Николаевич (художник) , 1880-1912Россия. 17. Григорьев , Борис Дмитриевич (художник) , 1886-1939Россия. 18. Билибин, Иван Яковлевич (художник) , 1876-1942Россия. 19. Мир искусства. 20. ЖивописьИсторияРоссия, конец XIX — нач. XX вв.

Выдающиеся русские художники-педагоги : книга для учителя / Н. М. Молева .— 2-е изд., доп .— Москва : Просвещение, 1991 .— 415 с. : ил .— (Библиотека учителя изобразительного искусства) .

Книга посвящена истории становления и развития русской художественной школы. Монографические главы знакомят с творческой биографией ведущих художников XVIII — первой половины XX века, дают анализ их работ и прослеживают основные черты художественного метода, определявшего направленность творчества того или иного мастера, содержание его работ и пластическое воплощение. Обзорные главы выявляют специфику русской художественной школы в сравнении с западноевропейским изобразительным искусством и вскрывают органичную и естественную связь между произведениями зрелых живописцев и принципами художественной педагогики на разных этапах её истории.

ISBN 5-09-003294-7 : 1-50.

— — 1. Лосенко, Антон Павлович (живописец) , 1737-1773Россия. 2. Угрюмов , Григорий Иванович (живописец) , 1764-1823Россия. 3. Иванов , Андрей Иванович (живописец) , 1775-1848Россия. 4. Шебуев , Василий Козьмич (живописец) , 1777-1855Россия. 5. Венецианов, Алексей Гаврилович (живописец) ,1780-1847Россия. 6. Брюллов, Карл Павлович (художник) , 1799-1852 Россия. 7. Перов, Василий Григорьевич (художник) , 1833-1882Россия, 19 в. 8.Саврасов, Алексей Кондратьевич (художник-пейзажист) , 1830-1897Россия, 19 в. 9. Чистяков, Павел Петрович (живописец) , 1832-1919Россия. 10. Репин, Илья Ефимович (художник) , 1844-1930Россия. 11. Серов , Валентин Александрович (художник) , 1865-1911Россия, 19 в. 12. Коровин, Константин Алексеевич(художник) , 1861-1939Россия. 13. Савинский, Василий Евменьевич (художник, педагог) , 1857(1859)-1937Россия. 14. Малевич, Казимир Северинович(художник-авангардист) , 1878-1935 Россия. 15. Кандинский , Василий Васильевич (художник) , 1866-1944 Россия, 20 в. 16. Художественное образованиеРоссия, 18-20 вв. 17. Изобразительное искусствоРоссия, 18-20 вв.
Валентин Серов [Электронный ресурс] .— Электрон. дан. и прогр. (394 Мб) .— Москва : Нью Медиа Дженерейшн, 2003 .— (ГИИ: Галерея изобразительного искусства) .— 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).

Валентин Иванович Серов = Valentin Serov : альбом / В.А. Леняшин .— Ленинград : Художник РСФСР, 1989 .— 248 с. : ил ; 29х25 .— (Русские живописцы XX века) .— Summary: с. 237-239 .— List of Il.: c. 244-247 .— Список ил.: с. 240-243 .— ISBN 5-7370-0174-1 : 15-00.

Валентин Серов [Изоматериал] : альбом .— Ленинград : Аврора, 1987 .— 271 с., 1 л. портр. : ил. ; 30х24 .— Кн. на англ. яз. — Catalogue of works reproduced : с. 260-267 .— Index of persons portrayed : с. 270-271 .— Загл. : Valentin Serov .— Загл. обл. и тит. л.: Valentin Serov .— Biographical outline : с. 250-259 .— На фронтисписе портр. художника .— Selected bibliography : с. 268-269 .— 12-20.
Реклама