17 февраля 1875 г. на Мотовилихинском заводе запущен в эксплуатацию уникальный 50-тонный ковочный паровой молот — «царь-молот», выполненный по проекту Н.В. Воронцова, выдающегося инженера и начальника завода. Модель царь-молота экспонировалась на Венской всемирной выставке.

ЦАРЬ-МОЛОТ ПЕРМСКИЙ — ковочный 50-тонный молот на Мотовилихинском заводе был запущен в эксплуатацию 17 фев. 1873 г. В ту пору он был самым крупным паровым молотом в мире и предназначался, в основном, для ковки стальных заготовок крупных орудийных стволов. Проектирование и постройка молота были осуществлены под руководством инженера Н. В. Воронцова, бывшего тогда начальником Мотовилихинского завода. В 1869 г. началось сооружение молота, когда исследовали гидрогеологические условия места его установки. Шедевром инженерного искусства того времени был не только непосредственно сам молот, но и основание под него, которое тоже являлоь сложным инженерным сооружением. Для успешной эксплуатации был необходим чугунный шабот (стул) весом более 600 тонн, который решено было изготовить цельнолитым непосредственно на месте установки молота. Под шабот и станину молота пришлось рыть котлован кессонным методом из-за высоких грунтовых вод Камы, на самом берегу которой устанавливался молот. Особое внимание было уделено гидроизоляции котлована. Сооружение котлована вместе со свайношпунтовым основанием было завершено в окт. 1871 г., после чего начали изготовление формы для литья шабота, вокруг которой было воздвигнуто 14 вагранок, целый металлургический цех, работающих от единой системы подачи в них дутья (воздуха) от трех воздуходувок и семи вентиляторов. 26 янв. 1872 г. были запущенны все вагранки и в четыре приема (с тремя остановками вагранок на текущий ремонт) в форму было залито 620 тонн чугуна. Через 4 месяца, в мае 1872 г., форму разобрали: только в окт. того же года шабот удалось установить на место и начать монтаж молота. С момента пуска молота он находился в активной эксплуатации до конца 1916 г. Все работы по постройке молота и, в частности, по отливке шабота, были беспримерны по своей грандиозности, отличались чрезвычайной продуманностью и высокой организованностью. До настоящего времени только еще одна отливка в мире, тоже шабот (г. Триест, Италия), имеет больший вес (1000 тонн), чем шабот мотовилихинского молота, но она была отлита позднее. Мотовилихинский молот-гигант был сооружен исключительно русскими инженерами и рабочими и является выдающимся ист. достижением техники мирового значения.

Лит.: Бранштейн Н. Памятник старины нашего завода — 50-тонный паровой молот // Производственно-технический журнал М.З.М. 1933. № 1, 2; Иосса Н. Отчет об отливке стула под 50-тонный молот на Пермском заводе // Горный журнал. 1873. Т. 4; Сорокин П. В. Самая крупная отливка в России //Литейное производство. 1955. № 9.

Ю. Г. Ковалев

 

 

Реклама