file26 февраля – 160 лет назад (1855 г.) родился Александр Бонавентурович Турчевич-Глумов, архитектор и актер.

(26.02.1855, Каневский уезд Киевской губ. — 1909, г. Пермь), техник-архитектор, драматический артист. Учился в Строгановском училище в Москве (не окончил). Начал работать в Перми с 1880-х гг. в качестве антрепренера и актера (Глумов).

Создал в Перми первую частную организацию «Строительно-техническое бюро А. Б. Турчевича». По его проектам построены: епархиальное женское училище (1892, ныне госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны, г. Пермь, ул. Горького, 15), дома Грибушина (г. Пермь, ул. Ленина, 13; ул. Куйбышева, 13); Никольская церковь в Мотовилихе (не сохранилась); Троицкий собор в Осе, Предтеченский (Никольский) храм в Кунгуре. По его проектам реконструированы в Перми: дом Мешкова (ул. Орджоникидзе, 11 ), церковь Марии Магдалины (ул. Ленина, 11), церковь при женской гимназии (ул. Коммунистическая, 23), дом промышленников Тупициных (ул. 25 Октября, 12), дом Любимовой (ул. Большевистская, 68), здание Казенной палаты (ул. Ленина, 23). По проектам Турчевича расширены: Спасо-Преображенский кафедральный собор, Свято-Троицкая единоверческая церковь. Составил проект плана застройки Березниковского содового завода (выполнен частично). Был членом многих благотворительных обществ, в 1909 году избран председателем Пермского Общества любителей живописи, ваяния и зодчества.

Александр Турчевич – зодчий Пермского периода

В этом году исполняется 100 лет со дня смерти выдающегося архитектора, подарившего нашему городу более 30 зданий, придавших ему неповторимый облик

«… выражение «дом с фигурами» в Юрятине настолько же ходячее, как наименование околотков по церковным приходам в Москве или название «у пяти углов» в Петербурге. Так назывался темно-серый стального цвета дом с кариатидами и статуями античных муз с бубнами, лирами и масками в руках, выстроенный в прошлом столетии купцом театралом для своего домашнего театра…» – так описывал дом купца Грибушина в Перми Борис Пастернак в своем романе «Доктор Живаго».

Литературный Юрятин, по утверждению литературоведов и историков,  — это и есть реальная Пермь начала XX века. Легенда это или быль – как знать… Но очень похоже на правду. Автор этого знаменитого мини-дворца по адресу: Ленина, 13, где нынче располагается Пермский научный центр Уральского отделения Российской академии наук, — Александр Бонавентурович Турчевич – знаковая фигура всей пермской архитектуры, создатель практически всех раритетов городского зодчества. К сожалению, утраты неизбежны. Из тех шедевров, что сотворил Александр Турчевич, немногие дожили до сегодняшнего дня. 30 зданий были построены по проектам зодчего в нашем городе. Нынче их насчитывается едва ли с десяток.

Как пишет пермский историк Владимир Гладышев, «…в советские годы несколько его зданий были снесены (Сибирский банк, Никольская церковь в Мотовилихе, деревянные постройки, часовня-надгробие И.Ф. Грацинскому и др.), многие реконструированы, надстроены и попросту обезображены (здания почтамта, церкви Марии Магдалины, св. Владимира и др.)…»

Творческая натура

Возможно, где-то рядом похоронен и Александр Турчевич.
Возможно, где-то рядом похоронен и Александр Турчевич.
Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Но даже те дома, что существуют, радуют глаз своей неповторимостью и  напоминают нам о неизменных критериях красоты и художественного вкуса.

Мимо этих зданий, построенных в стиле то ли «модерн», то ли «барокко», мы ходим ежедневно, даже не останавливая на них свой взгляд – ибо привычное теряет прелесть новизны. А вот когда в Пермь приезжают гости, особенно из Питера, и у них бывает время прогуляться по улицам Сибирской или Ленина – в старой ее части, первое, что слышишь: «Боже, как это напоминает Петербург, только в миниатюре». С этим не поспоришь. У Перми и Питера много общего – в том числе, и в планировке города, и в архитектуре. Может, масштаб не тот, но все же… Поэтому, когда вы вдруг захотите пройтись по заповедным местам нашего города, вспомните, что и ТЮЗ (дом пароходчика Любимова), и особняк ФСБ (бывшей Крестьянский поземельный банк), и новое место обитания Краеведческого музея (дом пароходчика Мешкова), и многие другие архитектурные сооружения Перми придуманы одним мастером – Александром Турчевичем.

Но Турчевич —  не просто зодчий или строитель. Это натура художественная, беспокойная, ищущая. Взять начало его творческого пути, когда он еще не был мэтром пермской архитектуры. Начало «романа» Турчевича с нашим городом из разряда мелодрам великой русской драматургии. Представьте себе эту картину: Александр Турчевич вместе с молодой женой-актрисой Ольгой Петровной Глумовой прибывает в Пермь – на поезде или пароходе – мы не знаем. Точная дата и способ их приезда неизвестны… А уже в 1883 году Турчевич и его супруга принимают участие в спектаклях. Так, 30 августа 1884 года открылся осенний театральный сезон комедией Грибоедова «Горе от ума». «Труппа во главе с Глумовым-Турчевичем и Бельским много улучшилась сравнительно с плохой прошлогодней», — писала тогдашняя пермская пресса. Турчевич сам играет и получает от этого огромное удовольствие… Но вернемся к истокам.

Изломы судьбы     

Потомственный польский дворянин Александр Турчевич родился 26 февраля 1855 на Украине. Окончив в Киеве гимназию, он поступил в Московское Строгановское училище, но его не окончил, поскольку Турчевичу очень нравилась актерская стезя. К этому его подтолкнуло и то, что в «Строгановке» очень часто проводились литературно-музыкальные вечера и ставились спектакли, активным участником которых был Турчевич. Он стал всё чаще выходить на подмостки, где и встретил… Оленьку. В результате Александр бросает ненавистную учебу, связывает свою судьбу с Ольгой и создает свою актёрскую труппу.

Турчевич вместе с молодой женой переезжают в Пермь. Они снимают квартиру на углу Петропавловской улицы и Ирбитского переулка (это в районе улицы Коммунистической – ныне это здание не сохранилось) и начинают «новую жизнь» – совсем, как в чеховских пьесах. Примерно через год у семейной пары появляется сын Борис. Но существование актера в то время сахарным назвать было трудно: жалованье-то у лицедеев мизерное. И Турчевичу пришлось вспомнить все, чему его когда-то учили в Строгановском училище. Как знать, если б не эта бедность, в которую впала чета, имели бы мы сегодня на карте Перми столь потрясающие здания.

В 1885 году Турчевич сдал экстерном экзамен на строителя и начал  принимать заказы на проектирование зданий. И уже через три года в Перми появилось «Строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича». Рекламой Александр Бонавентурович не брезговал: его объявления появились во всех пермских изданиях. Кстати, если вам любопытно, о деятельности этого бюро можно узнать, посетив экспозицию на третьем этаже здания строительного факультета ПГТУ, что на улице Чкалова. Это единственная выставка в Перми, которая дает представление о том, какой масштабной фигурой для пермского зодчества являлся Александр Бонавентурович Турчевич…

Строительно-техническое бюро Турчевича выполняло самые ответственные задания. Когда речь шла не только о фасадном облике здания, а о его внутренних конструкциях. К примеру, о лифтах, очистных сооружениях… Турчевич штамповал свои эскизы особым знаком, и они для заказчика стали символом качества и надежности.

Театром Турчевич – в силу обстоятельств — «баловался» все реже. Однако сам Александр Бонавентурович и его жена состояли членами различных любительских драматических кружков, в частности, городского и управления железной дороги, принимали участие в благотворительных спектаклях. Оба супруга были членами многих попечительских, благотворительных обществ. По мнению современников, Александра Турчевич был талантлив во всем – и в архитектуре, и в театре. Искусство было смыслом его жизни. А его творения в камне до сих пор живут и не могут не восхищать…

И в вечности себя отображу  

Скончался Турчевич внезапно. Ему было всего 55 лет. Некролог в «Записках Пермского отделения Императорского Русского технического общества» за 1910 г. сообщал: «…Всего им произведено до 150 построек, между» которыми до 40 оконченных и 10 неоконченных церквей». Столько храмов в Перми не построил ни один зодчий. Одна из последних работ мастера – проект реконструкции церкви Всех Святых на Егошихинском кладбище (сегодня церквушка на улице Тихой снова в реставрации). Там, в ограде храма, его и похоронили – хотя Турчевич был католиком. Но его жена и сын были православными, поэтому в этом нет ничего удивительного. Нам не удалось выяснить точное место захоронения Александра Турчевича. По крайней мере, церковнослужители указать его не смогли – в путеводителе по кладбищу его могилы нет. Но местные краеведы ее ищут…

30 зданий подарил Перми этот удивительный архитектор и актер. Сейчас их осталось не больше десяти. И они, как и век назад, поражают пермяков своей красотой и неповторимостью.

Источник: http://perm.kp.ru/daily/24275.4/470777/