В годы Великой Отечественной войны находилась с семьей в эвакуации в Перми (Молотове). Работала на радио, побывала в творческой командировке в Кудымкаре, написала там брошюру, посвященную художнику П. И. Субботину-Пермяку. В составе эвакогоспиталя В. Ф. Панова ездила на фронт – результатом поездки стали ее знаменитые «Спутники». На пермском материале написаны романы «Кружилиха» и «Времена года», пьеса «Девочки», повесть «Семья Пирожковых» («Евдокия»). Пермь часто встречается в воспоминаниях писательницы. 

image002Вера Фёдоровна Панова родилась 7 (20) марта 1905 года в Ростове-на-Дону. Когда ей шёл шестой год, отец её, Фёдор Иванович, утонул в Дону. Семья осталась без средств к существованию. Матери пришлось пойти на службу конторщицей. В бедности и нужде прошли детские годы писательницы. Впечатления детства были противоречивы. Рядом с пёстрыми картинами праздничного Ростова Панова с юных лет запомнила будни скудной провинциальной жизни. Она застала ещё, пусть на исходе, старую Россию, Октябрьская революция и гражданская война потрясли весь уклад жизни. Ростов испытал на себе все превратности бурного времени. Власти в городе несколько раз менялись, и только в начале 1920 года под ударами Первой Конной армии Ростов стал советским.

В семнадцать лет Панова поступила работать в редакцию ростовской газеты «Трудовой Дон». Журналистика на долгие годы становится её основной и любимой профессией. Первые шаги Пановой в газете очень напоминали начало журналистской карьеры Севастьянова, описанной позднее в «Сентиментальном романе» (1958), книге во многом автобиографической, построенной на соединении художественного вымысла и реальных фактов собственной жизни.

В 1926—1927 годах Панова вела регулярный отдел фельетона в газете «Советский Юг». Из номера в номер появлялись в газете короткие, остроумные, точно бьющие в цель статьи и заметки, подписанные псевдонимом Вера Вельтман.

Панова принимала близкое участие в детских изданиях Ростова — газете «Ленинские внучата», в журналах «Костёр» и «Горн». Собственно, здесь, на ниве детской литературы, она предприняла первые робкие попытки перейти к беллетристике. Благодаря этому пристальному интересу, живым наблюдениям, копившимся в течение десятилетий, могли возникнуть лучшие страницы её зрелой прозы, посвященной подросткам и детям.

После убийства С. М. Кирова (1 декабря 1934 года) её второй муж, специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда» в Ростове Борис Вахтин, был арестован по обвинению в принадлежности к «ленинградской оппозиции», приговорен к 10 годам лагеря и направлен в СЛОН, где и погиб. В 1937 году Панова навсегда покинула Ростов. Вместе с детьми и матерью она несколько лет жила на Украине в селе Шишаки Полтавской области. Отсюда выезжала в Ленинград и Москву в поисках литературной славы. Перед войной две её пьесы — «Илья Косогор» (1939) и «В старой Москве» (1940) были отмечены премиями на республиканском и всесоюзном конкурсах драматургов.

Отечественная война застала Панову в городе Пушкине, захваченном в сентябре 1941 года немецкими войсками. Немцы погнали её вместе с другими жителями в Эстонию, однако ей удалось бежать вместе с дочерью и, преодолев многие сотни километров по захваченной врагом земле, достигнуть зимой 1941 года села Шишаки на Полтавщине, где оставалась её семья — две бабушки с малолетними сыновьями. После освобождения Украины в конце 1943 года Панова переехала на Урал, в Молотов (Пермь).

В Молотове были завершены первые крупные произведения Пановой — редакция романа «Евдокия» («Семья Пирожковых», 1944), роман «Спутники» (1946), пьеса «Метелица» («Военнопленные», 1942).

Уже став известной писательницей, Панова в 1946 году переехала в Ленинград, с этим городом связаны для неё десятилетия напряжённого, насыщенного труда и деятельное участие в общественной и литературной жизни страны.

В романе «Спутники» (1946) жизнь персонала и раненых в санитарном поезде, героизм повседневности показан через характеры и судьбы отдельных людей. В романе «Кружилиха» (1947) производственный конфликт, традиционный для литературы того времени, характерно для писательницы решается как нравственное противостояние людей с различными принципами. Наиболее слабым, бесконфликтным произведением Пановой стала повесть «Ясный берег» (1949) — своеобразная сельская идиллия.

Новый этап в творчестве Пановой начинается с выходом романа «Времена года» (1953) — остром по тому времени (особенно во второй редакции, 1956) произведении, поднимающем конфликт старого и нового, отцов и детей.

Психологической тонкостью отмечены рассказы и повести Пановой, главными героями, которых становятся дети («Серёжа», 1955, и другие), в которых писательница сумела понять и художественно отобразить движения детской души, ее взаимоотношения с миром взрослых.

Художественные интересы Пановой никогда не замыкались только литературой. Она любила театр и много работала для него. Пьесы Пановой ставили в разные годы выдающиеся театральные режиссёры — Ю. А. Завадский, А. Д. Попов,Н. П. Охлопков, Г. А. Товстоногов и другие. Не менее увлечённо Панова сотрудничала с кино. Мир кинематографа стал её миром. Мировое признание лучших фильмов, поставленных по произведениям Веры Пановой (всего их снято тринадцать), было закономерным. Писательница принесла в кино глубокое знание души своего современника, своеобразие индивидуального видения жизни, развитое чувство формы и стиля, то есть те качества, без которых не может существовать настоящее искусство.

В конце 1960 года в составе писательской делегации Панова совершила продолжительную зарубежную поездку по США. Программа поездки была насыщенной. Вашингтон — Новый Орлеан — Спрингфилд — Чикаго — Буффало — Бостон — Нью-Йорк. Это была одна из первых после долгого перерыва писательских поездок в США, целью которой являлось восстановление прерванных и налаживание новых контактов в области художественной культуры.

Творческие планы писательницы в шестидесятые годы ещё больше раздвинулись: вместе с современными темами Панову увлекают сюжеты из русской истории; она работает в области драматургии и кинодраматургии, создаёт последнюю редакцию романа-сказки «Который час?», обдумывает план автобиографической книги, для которой исподволь накапливались заметки и материалы.

Летом 1967 года, после участия в работе IV Всесоюзного съезда советских писателей, Панова вернулась из Москвы в Ленинград крайне переутомлённой, но продолжала работать. Последствия оказались катастрофическими: Панова перенесла тяжёлый инсульт, от которого так и не смогла оправиться до конца жизни. Однако и в эти последние годы, омрачённые тяжкой болезнью, она проявила необыкновенную силу воли и способность к творчеству. Она работает над новыми пьесами, историческими миниатюрами, художественной биографией пророка Мухаммеда. Некоторые страницы её мемуарной прозы были созданы именно в это время.

Вера Фёдоровна Панова скончалась 3 марта 1973 года и похоронена на кладбище в Комарово под Ленинградом.

Основные публикации:
Кружилиха : роман. − Любое издание.
Спутники: повесть. − Любое издание.
Семья Пирожковых : повесть.

Вечер трудного дня : рассказ // Прикамье. – Пермь, 1945. − Вып. 8. − С. 3-58, 102-109.
Девочки : пьеса // Прикамье. – Пермь, 1947. − Вып. 9. − С. 3-41.
Времена года : из летописей города Энска : роман. – Пермь : Кн. изд-во, 1958. − 326 с.
Бессонница : пьеса в 3-х действиях // Нева. − 1985. − № 4. − С. 113-152.
* * *
Заметки литератора. — Л. : Советский писатель, 1972. − С. 13-16, 200-202.
Избранное. − М. : Молодая гвардия, 1972. − С. 170-177.
Немного о себе и своей работе // Советские писатели : автобиографии. − М., 1972. − Т. 4. − С. 511-520.
Из повести моей жизни // Нева. −1973. − № 5. − С. 90-137
Как я писала свои книги // Нева. −1975. − № 3. − С. 72-97.
Пермь в моей судьбе // Отчий край : краевед. сб. − Пермь, 1975. − С. 175-188.
О моей жизни, книгах и читателях. − Л., 1980.
Мое и только мое: О моей жизни, книгах и читателях. – СПб., 2005.
О ней:
Фрадкина С. Я. В мире героев Веры Пановой: Творческий портрет писательницы. – Пермь : Кн. изд-во, 1961. − 251 с.
Плоткин Л. А. Творчество Веры Пановой. − М.; Л., Советский писатель, 1962. − С. 8-9.
Нинов А. А. Вера Панова: Очерк творчества. − Л. : Лениздат, 1964. − С. 35-40.
Старикова Е. Герои Веры Пановой // Новый мир. − 1965. − № 3. − С. 230-238.
Гинц С. М. Вера Панова в Перми // Календарь-справочник Пермской области на 1970 г. − Пермь, 1969. − С. 39-40.
Левин Л. И. Такие были времена. − М. : Советский писатель, 1991. − С. 174-197.
* * *
Серов В. (Назаровский Б. Н.) «Кружилиха». Роман Веры Пановой // Звезда. −1948. −29 февр.
Ксаверьев Б. Мороженое в конце войны // Вечерняя Пермь. −1972. −27 марта.
Мартынов Н. Человек из романа // Вечерняя Пермь. −1978. −28 янв.
Лехтина Л. Дороги и судьбы // В мире книг. −1985. − № 3.
Фрадкина С. «Чувствую к Перми самое сердечное отношение…» // Урал. −1985. − № 3.
Фрадкина С. Рядом с героями «Кружилихи» // Вечерняя Пермь. − 1985. − 1-11 марта.
Вагнер Н. Пермские спутники // Звезда. −1985. − 20 марта.
Батманов А. Посвящается В. Пановой // Звезда. − 1985. − 22 марта.
Васильева Н. «Город остался мне родным…» // Звезда. −1985. −10 апр.
Лапенков В. Дар // Звезда. − 1994. − № 5. − С. 110-112.
Чернова Т. Поезд особого назначения // Вечерняя Пермь. − 1995. − 21 марта.
Веревкин Г. Поезд-призрак: «Спутники» Веры Пановой в Березниках // Березниковский рабочий. − 1995. − 7 апр.

Реклама