УИЛЬЯМ ВОРДСВОРТ. Портрет работы Г. Питерсгилла.
УИЛЬЯМ ВОРДСВОРТ. Портрет работы Г. Питерсгилла.

На рубеже XVIII – XIX веков в Англии поэзия природы достигла наибольшей силы и благородства у поэтов так называемой «озерной школы» («лейкистов», от lake — «озеро»), которые занимались преимущественно описанием романтических озер Уэстморленда и Камберленда (северо-запад Англии) и до такой степени погружались в созерцание красот природы, что дошли до одухотворения её явлений. В своей мечтательности, граничившей с пантеизмом, они находили самую тесную внутреннюю связь между самыми мелкими и самыми величественными произведениями природы и смотрели на всю вселенную с глубоким чувством благочестия. Поэты «озерной школы» старались выражать свои чувства и мысли самым простым, безыскусственным языком и находить поэтическую привлекательность в самых мелких бытовых вещах. Наиболее выдающимися представителями «озерной школы» являлись Уильям Вордсворт, Сэмюэль Тейлор Кольридж и Роберт Саути – три её главных корифея.

Уильям Вордсворт

Глава «озерной школы», Уильям Вордсворт (1770-1850) обладая значительными постоянными доходами и поместьем на берегу Ридальского озера в Вестморленде, мог посвящать свое время поэзии и размышлениям о её сущности. Холодный прием, первоначально оказанный его лирическим балладам, мало-помалу превратился в безусловное одобрение, когда вслед за его философским стихотворением «Прогулка» стал появляться целый ряд поэтических произведений (The white doc of Rylstone, «Питер Белл», «Возничий»), неопровержимо доказывавших, что Уильям Вордсворт был поэтом, хотя и не гениальным, но воспевавшим красоты природы.

Свои сюжеты Вордсворт выбирал всего охотнее в среде низших слоев народа, в среде людей трудящихся и нуждающихся, в особенности в жизни деревенских жителей. Ему всего лучше удавались легко набросанные характеристики женщин, на которых он смотрел такими же спокойными, но вместе с тем влюбленными глазами, какими смотрел на птиц и на деревья, так как видел в них олицетворения натуры. Наивная «озерная» поэзия Уильяма Вордсворта кажется всего более привлекательной и трогательной в тех похожих на баллады песнях, в которых изображены факты из жизни бедных деревенских жителей («Братья», «Слепой маленький горец», «Микель», где описана скорбь отца о нравственной испорченности сына; «Нас семеро»; «Пастуший источник», «Старый нищий»). Между более крупными поэтическими произведениями Вордсворта всех более славится то, которое состоит из целого ряда бесед поэта с простыми людьми, с разносчиком, с отказавшимся от должности полковым пастором, с несколькими женщинами. Предметом этих бесед служили изменчивая участь людей, их отношения к Богу, к природе, к ближним и другие жизненные вопросы.

WILLIAM WORDSWORTH
SHE DWELT AMONG THE UNTRODDEN WAYS

She dwelt among the untrodden ways
Beside the springs of Dove’’
A maid whom there were none to praise
And very few to love:

A violet by a mossy stone
Half hidden from the eye!
Fair as a star, whom only one
Is shining in the sky.

She lived unknown, and few could know
When Lucy ceased to be;
But she is in her grave, and, oh,
The difference to me!

WILLIAM WORDSWOTH
DAFFODILS

I wandered lonely as a cloud
That floats on high o’er vales And hills,
When all at once I saw a crowd,
A host, of golden daffodils;
Beside the lake, beneath the trees,
Fluttering and dancing in the breeze.
Continuous as the stars that shine
And twinkle on the Milky Way,
They stretched in never-ending line
Along the margin of a bay:
Ten thousands I saw at a glance,
Tossing their heads in sprightly dance.
The waves beside them danced; But they
Out-did the sparkling waves in glee:
A poet could not be gay,
In such a jocund company:
I gazed-and-gazed-but little thought
What wealth the show to me had brought
For oft, when on my coach I lie
In vacant or in pensive mood,
They flash upon that inward eye
Which is the bliss of solitude;
And then my heart with pleasure fills,
And dances with the daffodils.

Источники: https://www.stihi.ru/2013/01/16/8567

http://rushist.com/index.php/literary-articles/2448-poety-ozernoj-shkoly

Книги из фонда научной библиотеки:

Храповицкая, Галина Николаевна. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм : учебное пособие для вузов / Г. Н. Храповицкая, А. В. Коровин. — Москва : Академия, 2007. — 431 с. : ил.

Европейская поэзия / Сост. А. И. Кузнецов. — Москва : Дрофа, 2007. — 366 с. — (Библиотека зарубежной классики). Коммент.: с. 253-319. — Прил.: с. 320-356.

Реклама