220px-Spencer1195 лет со дня рождения Герберта Спенсера (1820-1903), английского философа, социолога, одного из родоначальников позитивизма.

Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Один из родоначальников социал-дарвинизма и идеолог либерализма.

Знаменитый философ-позитивист Герберт Спенсер родился в Англии, в графстве Дерби 27 апреля 1820 года. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Университетском колледже и от членства в Королевском обществе).

В молодости Спенсер был учителем, гражданским инженером, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Но уже в 1845 г. оставил эту профессию и всецело отдался науке.

Спенсер был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Г. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом. В 1853 году получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.

Первый труд – «Социальная статика» — попытка создания синтетической философии.

В 60 — 90-е годы выходят такие работы:

«Социальная статика» (1851)

«Система синтетической философии» (System of Synthetic Philosophy, 1862-96) — Основное сочинение в 10-ти томах

«Основные начала» (First Principles, 1862)

«Основания социологии» (The Principles of Sociology, 1874-1896). — 

«Человек и государство» (The Man versus the State, 1884)

«Философия и религия. Природа и реальность религии» (Philosophy and Religion. The Nature and Reality of Religion, 1885)

«Надлежащие границы государственной власти» (The Proper Sphere of Government, 1843)

«Воспитание умственное, моральное и физическое» (Education: Intellectual, Moral, Physical, 1861)

«Факты и комментарии» (Facts and Comments, 1902)

«Эссе: научные, политические и философские» (Essays: Scientific, Political, and Speculative, 3 vol., 1891)

«Данные этики» (The Data of Ethics, 1879)

«Справедливость» (Justice, 1891)

Ряд научных и публицистических статей, первоначально напечатаны в различных периодических изданиях, и лишь затем, изданы отдельно в трех томах под общим названием: «Essays» («Опыты),

Особой популярностью его работы пользовались в США, где издавались рекордными для своего времени тиражами до 200000 экземпляров. Видимо, идеи индивидуализма, борьбы за существование, очень импонировали американцам.

Свои воззрения Спенсер выводил методом дедукции.

Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции Конта. Спенсер характеризовал ее так: «Какова цель Конта? – дать всестороннее описание прогресса человеческого разума. Моя же цель – дать описание внешнего мира». О. Конта интересовала только эволюция идей, а Спенсера — происхождение вещей.

Главное различие Конта и Спенсера – подход Спенсера – объективный, а подход Конта – субъективный. Первой и основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны. Усредненное мышление является состоянием социальных структур.

Центральное понятие мировоззренческой концепции — понятие эволюции, которое он рассматривал в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может стать наукой только тогда, когда признает идею природного эволюционного закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный порядок не противоречит законам природы

Спенсер сохранил первоначальную контовсую методологию натурализма в подходе к познанию общества.

Эволюция по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и специализации, от текучести к статике и т.д.

Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора:

1) Однообразие создает условие для нестабильности. Процесс развития отягощается особенностями самой социальной жизни. В процессе развития общества происходит резкая дифференциация.

2) Существует тенденция к углублению неравенства.

3) Люди, занимающие одинаковое положение, как правило, стремятся к объединению, поскольку общество начинает делиться на фракции.

В результате дифференциации появляются границы.

Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение к социальному однообразию невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным.

В результате дифференциации центральное значение приобретает политика, политическая система, а основным вопросом становится вопрос о власти.

Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую концепцию общества. В ней противоположные типы общества представляют собой некие идеальные типы, характеризующие стартовую и конечную точку развития общества. Имеется ввиду, что начальная точка – это военное общество, а конечная – это промышленное общество.

Определение предмета социологии у Герберта Спенсера

Спенсер не дал формального определения науки. Он видел социологическую науку как науку о надорганическом развитии, которая не только описывает процессы социальной жизни, но и формулирует законы.

Главная цель- установление законов развития науки.

Спенсер большое внимание уделял разработке понятийного аппарата. С его именем связано включение в систему наднаучных категорий — понятия «общество», структура, динамика, функции. Этому способствовали его аналогии человеческого общества с биологическим организмом.

Однако Спенсер видел и различие между человеческим обществом и биологическим организмом: Он считал, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе все наоборот — само общество служит интересам и потребностям индивидов.

Основание социальной науки Спенсера строилось на огромном этнографическом материале, исследованиях доиндустриальных обществ. Спенсер рассматривал эволюцию семьи, промышленности, политических, экономических институтов. Таким образом, материал, который использовал Спенсер для доказательства своих идей, был очень обширен и серьезен. Эти материалы связаны с использованием историко-сравнительного метода.

Книги из фонда Научной библиотеки:

Спенсер, Герберт. Синтетическая философия Герберта Спенсера : В сокр. изложении Говарда Коллинза : пер. с англ. / Г. Спенсер ; Пер. П. В. Мокиевского. – Киев : Ника-Центр, 1997. – 511 с. – (Познание. 2).
Спенсер, Герберт. Опыты научные, политические и философские : пер. с англ. / Г. Спенсер ; Пер. Н. А. Рубакина. – Минск : Совр. литератор, 199. – 1407 с. – (КФМ: Классическая философская мысль). – Примеч. в сносках.
Спенсер, Герберт. Социальная статика: Изложение социальных законов, обусловливающих счастье человечества : Пер. с англ / ГербертСпенсер. – СПб : Изд. В. Врублевского, 1906. – 536 с. – Из книг Файнбурга Захара Ильича.
Спенсер, Герберт. Воспитание: умственное, нравственное и физическое : Пер. с англ. / ГербертСпенсер ; Ун-т рос. акад. образования. – М. : Изд-во УРАО, 2002. – 288 с. – (Новая педагогическая библиотека).