410 лет (1605) со дня выхода в свет первой части романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Вторая часть вышла в 1615 году.

000076Первая часть романа editio princeps была напечатана в Мадриде, в доме Хуана де ла Куэсты, в конце 1604 года, с датой 1605 на титульном листе, и содержала множество несоответствий:

— загадочное исчезновение осла Санчо в 25-й главе и столь же неожиданное его появление в 46-й;

— разные версии образа Дульсинеи, звучащие из уст Дон Кихота в 25-й и 31-й главах;

— загадочная судьба “шлема Мамбрина” (тазика цирюльника), разбитого вдребезги в столкновении с каторжниками (гл. 22), а затем оказывающегося в целости и сохранности (гл. 25);

— двойное —  в 37-й и 42-й главах — упоминание о наступлении одного и того же вечера и о том, что все собравшиеся на постоялом дворе садятся за стол и многие другие.

Исчезновение и появление осла Санчо заинтересовало и самого автора, и во втором издании «Первой части», отпечатанного в той же мадридской печатне Хуана де ла Куэста через месяц после основного тиража, Сервантес делает вставки в 23-ю и 30-ю главы. В тексте вставок повествовалось, как Хинес де Пасамонте похитил осла Санчо, а также история  возвращения осла.

66361-050-40ce1c09_jpg_1348890103Тем самым имеют место два издания 1605 года с небольшими изменениями. Первое издание первой книги «Дон Кихота» делилось на четыре части. Вторую книгу «Дон Кихота», вышедшую в 1615 году, Сервантес назвал второй, а не пятой частью, не желая подражать Авельяде, автора подложного «Дон Кихота» (изд. в 1614г.). Личность автора скрывающегося под псевдонимом Алонсо Фернандес Авельяда так и не была установлена. Роман Авельяды носит пародийный характер и содержит резкие выпады против Сервантеса. Во второй части своего «Дон Кихота» Сервантес, в свою очередь, дает резкую отповедь Авельяде.

Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» имел грандиозный успех. Но это никак не поспособствовало улучшению финансового благополучия Мигеля де Сервантеса Сааведра. Автору «Дон Кихота» крайне не везло с деньгами. Доверив казенные деньги одному банкиру, сбежавшему с ними, Сервантес в 1597 году попадает в тюрьму по обвинению в растрате. Спустя пять лет ему было суждено снова подвергнуться тюремному заключению по обвинению в денежных злоупотреблениях. В то время как он оттачивал своё литературное мастерство, жизнь преподносила ему одно жестокое испытание за другим. Возможно поэтому, юмор Сервантеса носит глубокий оттенок философской грусти.

Господин Шаль написал о Сервантесе такие строчки: «Поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам… Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романтическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым… Из анализа его жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности».

ServantesСам Сервантес описывает себя так: «Под портретом мой друг мог бы написать: «Человек, которого вы здесь видите, с овальным лицом, каштановыми волосами, с открытым и большим лбом, веселым взглядом и горбатым, хотя и правильным носом; с серебристой бородой, которая лет двадцать тому назад была ещё золотая; длинными усами, небольшим ртом; с зубами, сидящими не очень редко, но и не густо, потому что у него их всего-навсего шесть, и притом очень неказистых и плохо расставленных, ибо соответствия между ними нет; роста обыкновенного — ни большого, ни маленького; с хорошим цветом лица, скорее светлым, чем смуглым; слегка сутуловатый и тяжелый на ноги, — автор „Галатеи“ и „Дон Кихота Ламанчского“, сочинивший в подражание Чезаре Капорали Перуджийскому „Путешествие на Парнас“ и другие произведения, которые ходят по рукам искаженными, а иной раз и без имени сочинителя. Зовут его в просторечии Мигель де Сервантес Сааведра. Не один год служил он солдатом и пять с половиной лет провел в плену, где успел научиться терпеливо сносить несчастия. В морской битве при Лепанто выстрелом из аркебузы у него была искалечена рука, и хотя увечье это кажется иным безобразным, в его глазах оно прекрасно, ибо он получил его в одной из самых знаменитых битв, которые были известны в минувшие века и которые могут случиться в будущем, сражаясь под победными знаменами сына „Грозы войн“ — блаженной памяти Карла Пятого».

Дом, в котором умер Сервантес (согласно «Топографии города Мадрида дона Педро Техейры». 1656г.)
Дом, в котором умер Сервантес (согласно «Топографии города Мадрида дона Педро Техейры». 1656г.)

Так или иначе, роман «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса Сааведра, полное, всестороннее выражение его разнообразного гения. Задуманное как сатира на рыцарские романы, о чём он и заявляет в «Прологе». Это произведение вышло из заявленных автором рамок,  и явило миру глубокий психологический анализ человеческой природы, двух её сторон — благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма и реалистической практичности. А вы, дорогие читатели, сможете сами выбрать ту сторону, которая вам больше всего понравится, прочитав роман  «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Но помните, всегда есть подвох.

Книги из фонда библиотеки:

Шифр издания:

И(Исп)

С 321

Сервантес Сааведра, Мигель де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский : в 2 ч. / М. де Сервантес Сааведра ;  Пер. с исп. Н. М. Любимова; Стихи в пер. М. Л. Лозинского. – Москва : НФ «Пушкинская библиотека» : АСТ, 2002. – (Золотой фонд мировой классики).

имеется в отделе: Абонемент художественной литературы, ауд 310 К. А 

Список литературы:

Пискунова С. «Дон Кихот» – I: динамическая поэтика // Вопросы литературы. – 2005. — № 1. – С. 44- 48.