К выставке памяти поэта-концептуалиста добавили интерактивный проект

В Пермском музее современного искусства (PERMM) открыта выставка «От Ренессанса к концептуализму и далее», посвященная памяти неординарного российского поэта и художника Дмитрия Пригова (1940–2007).

По словам специалистов, это самая большая ретроспектива творчества Дмитрия Александровича, как любовно именуют его любители поэзии, даже насыщенней одноименной, прошедшей в Москве в 2014 году; потому как кроме экспонатов из собрания Государственной Третьяковской галереи и фонда Пригова, имеются и работы из коллекции пермского музея. Поэт при жизни бывал в Перми, где у него сложился круг ценителей и знатоков. Потому в PERMM сочли подходящим и важным организовать выставку именно в Год литературы.

Пригов представлен в обеих его ипостасях: поэта-концептуалиста и художника-нонконформиста. Причем обе части художественной натуры переходили одна в другую. Кроме необычных инсталляций, объектов, графики и загадочных портретов фантастических персонажей в стилистике Босха, публика может увидеть и примеры различного претворения текста. Например, легендарные стихограммы — образчики«визуальной поэзии», продолжение традиций Маяковского и Аполлинера: на листе бумаги печатается одна и та же фраза так, что образуются геометрические фигуры. Хочешь — читай стихи, хочешь — как на гравюры любуйся; они дома у Пригова так и висели. «Он готовил их как графику, — комментирует куратор выставки, заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Светляков. — Работа, кстати, весьма трудоемкая».

Однако одной лишь «визуальной поэзией» при работе с текстовыми материалами Пригов не ограничивался. На выставке можно встретить и так называемые «артефакты», вроде «гробиков отринутых стихов» — маленьких книжечек, под обложкой которых поэт подразумевал недописанные и забракованные стихи, которые сам вручную брошюровал степлером. «Текст есть, но его нет», — снова поясняет куратор. При походе по художественному миру Пригова вообще все время нужен гид; быть Приговым, похоже, круче, чем Джоном Малковичем. От авторской нумерации подразумевавшихся сборников оторопь берет: имеется, например, триста девятнадцатый «гробик»!

kurator
На фото: Кирилл Светляков, куратор выставки

Наконец, «обращения к гражданам» — маленькие сюрпризы для широкой и не обязательно начитанной публики. Вот стоите вы на остановке, ждете общественного транспорта и по соседству на столбе зрите, как вам кажется, объявление. Вам любопытно, подходите и что же видите?! «Граждане! В нашем случае и незначительная победа жизни над смертью воспринимается как полнейший триумф!» — гласит наклеенный на столбе клочок. Подобного рода мини-мистификации, не вознаграждавшиеся гонораром, Пригов осуществлял как раз таки на остановках и в других местах массового пребывания людей. Как сейчас сказали бы, так литератор нес социальную функцию поэзии: автор бескорыстно сеял искусство в массах, рассчитывая на минутное открывающееся откровение. В PERMM, кстати, эти подметные записочки не собраны в отдельном разделе экспозиции, а рассредоточены по залам, попадаясь на глаза посетителям как загадки.

— В фигуре Пригова совмещены классик и аутсайдер, — говорит Кирилл Светляков. — Это художник, произведением которого может быть какой-нибудь утилитарный текст на улице или полученное сообщение. Творец, который представим в музее, но легко кочует из него на улицу. Проживи Пригов чуть дольше, он бы вписался в современные виртуальные сети да так, что заполнил бы их собой целиком.

Выставка «От Ренессанса к концептуализму и далее» стала стержнем местного литературно-художественного и интерактивного проекта «Читаем Пригова», включающего в себя также выступления литературоведов и творческие встречи. Запланированы гости из столиц, поэты Роман Осьминкин и Лев Рубинштейн — друг Пригова.

Кроме того, для привлечения интереса к выставке, стихи поэта прочитали видные пермяки: профессор университета, искусствовед, журналистка, основатель частного музея, пресс-атташе, хозяева книжного магазина и другие. Короткие поэтические видеоролики размещены в аккаунте музея в социальной сети.

Проект получил поддержку министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края в рамках направления «Прикамский открытый университет».

Выставка будет открыта до 28 июня.

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

Реклама