Каждый год 16 июня почитатели романа «Улисс» во всем мире отмечают День Блума. Многие поклонники «Улисс» приезжают в Ирландию, чтобы пройти по маршруту героев романа — Блума и Стивена, совершив свое путешествие по Дублину в Bloomsday.

«Улисс», — писал Владимир Набоков, — это описание одного дублинского дня, 16 июня 1904 года, четверга, дня в отдельных и связанных жизнях персонажей, которые прогуливаются, разговаривают, мечтают и решают второстепенные и важные физиологические и философские проблемы». Считается, что в этой дате Джойс увековечил день своего первого свидания с будущей женой, но на этом биографическая основа исчерпывается. Это просто любой обычный день — и вся вечность. Дискуссии о тайных и явных смыслах романа и о его непостижимой форме не прекращаются по сей день. Однако с годами выяснилось, что тех, кого волнуют «второстепенные философские» проблемы, возможно, даже меньше, чем тех, кто озабочен «важными физиологическими». А тщательность Джойса в описании обстановки (маршрут и меню Блума известны досконально) сделала придуманный мир предельно реальным. («Дьюк-стрит. Приехали. Поесть наконец. У Бертона. Сразу полегче станет.»)

Люди охотно согласились разделить с Блумом его запитый бургундским сэндвич. В этот день, поэты, писатели, артисты, переодетые героями романа, декламируют отрывки из «Улисса» и вместе с толпой горожан и туристов путешествуют по Дублину, повторяя путь Леопольда Блума.

 

inner7327243 4df09fca002d6 4df0a05a44c0b

Джеймс Джойс, один из самых необычных литераторов прошлого столетия.

1907 год – самые ранние упоминания об «Улиссе» или прото-«Улиссе» в записях Джойса. Видно, как растут и усложняются его представления о методе, границах и полноте замысла. То, что всерьез пробуется в «Портрете…», что напряженно звенит в горестно насмешливом «Джакомо Джойсе», прорастет невероятной красоты и сложности онтогенетическими конструкциями «Улисса».

Старший брат писателя Генри Джеймса, замечательный американский психолог Уильям Джеймс еще в 1890 году писал:

«В каждом личном сознании процесс мышления заметным образом непрерывен. Непрерывным рядом я могу назвать только такой, в котором нет перерывов и делений. Мы можем представить себе только два рода перерывов в сознании: или временные пробелы, в течение которых сознание отсутствует, или столь резкую перемену в содержании познаваемого, что последующее не имеет в сознании никакого отношения к предшествующему. Положение «сознание непрерывно» заключает в себе две мысли:

1) мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним, как части одной и той же личности;

2) перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаются резко».

«Поток сознания» понадобился литературе ХХ века прежде всего затем, чтоб рассказать о составе и состоянии личности. И Джойс стремительно проделал путь, новый даже по сравнению с недавно явившимися новациями. Генри Джеймс исследовал перемены в морали человечества; Джеймс Джойс исследовал сам характер, синтезируя его по переменам, мельчайшим деталям и признакам, и не давая ему проявляться во вспышках и взрывах, которые разрешал своим персонажам в «Дублинцах» и «Портрете…» Это был скорее путь драмы – его повествователи сами движутся сквозь мир, взаимодействуют с ним, но их собственные переживания и мыслетечения задевают его лишь краями. Персонажи, особенно говорящие в романе, настолько обособлены, что введение Джойсом внутреннего монолога восхитило читателя той иллюзией свободы проникновения в мысли другого, которую до совершенства доводит все же он. Хотя Джойс никогда не скрывал, как тщательно он изучал Дюжардена, Джорджа Мура, Толстого и все доступные примеры, включая дневник собственного брата.

Шифр издания:
И(Англ)
Д 42
Джойс, Джеймс. Улисс : роман / Д. Джойс. — Москва : Республика, 1993. — 671 с. : ил. — (Шедевры).
Имеется в отделе Отдел обслуживания художественной литературой, ауд. 311 к. А.
Реклама