Библиотекари отмечают: если еще несколько лет назад большинство читателей приходили на сайт библиотеки по ссылке, найденной поисковой системой, то сейчас в основном — из социальных сетей. Библиотечная блогосфера проходит период самоидентификации. Библиотекари пытаются отыскать свои пути в социальных медиа и способы, которыми они смогут воздействовать на читателей. Какие идеи помогают заинтересовать аудиторию?

1. Библиотека им. Н. В. Гоголя: отзывы поклонников

Несколько лет назад открытие этой библиотеки после реконструкция стало городским событием. С тех пор библиотека — одно из самых современных и самобытных мест в Санкт-Петербурге. Яркий многофункциональный интерьер неизменно вызывает восхищение. Горожане продолжают открывать для себя это пространство и делиться своими открытиями в социальных сетях. Позитивные эмоциональные отзывы с хештегом #БиблиотекаГоголя попадают в ленты новостей в социальных пабликах библиотеки.

Отзывы и рекомендации пользователей — важный метод продвижения в социальных сетях, которым советуют пользоваться маркетологи. Они создают ощущение всеобщего интереса к организации и вызывают желание приобщиться к процессу. Конечно, модное оформление — бесспорное преимущество этой библиотеки: читателям трудно устоять перед желанием сделать несколько удачных кадров в ее ярких стенах. Сама демонстрация вовлеченности читателей помогает привлечь к библиотеке больше внимания.

Другие популярные публикации в ленте — рекомендательные списки для чтения («11 книг, которых хватит на лето», «20 книг, которые родители должны прочитать детям», результаты опроса «Какая книга произвела на вас наибольшее впечатление?»), — все это говорит о том, что читатели хотели бы видеть библиотеку в качестве литературного гида.

2. Российская государственная библиотека: онлайн-сервисы

Тематическое наполнение новостных лент в социальных сетях РГБ традиционно: анонсы мероприятий и виртуальные выставки. Однако всплеск популярности вызвала публикация о бесплатном открытом доступе к авторефератам всех диссертаций. Новость об этом в сети Facebook в сумме собрала почти 600 отметок «Нравится» и повторных публикаций (при стандартной реакции в 10–20 откликов). Сообщение о выпуске приложения eRSL для iPad, который обеспечивает доступ к электронному каталогу библиотеки, библиографическим описаниям книг и документов также обрадовала подписчиков. (После вступления в силу в 2014 году поправок к Гражданскому кодексу, в планах РГБ оцифровка более 50 тыс. произведений научной и образовательной литературы.) Реакция аудитории красноречива: читатели ждут от библиотек развития современных онлайн-сервисов. По мнению специалистов, сегодняшние приоритеты — возможность доступа к электронному каталогу через социальные сети и организация в соцсетях электронной записи в библиотеку.

3. Рязанские детские библиотеки: рекомендательные списки литературы

«Чтение — фитнес для ума» — официальная группа Централизованной системы детских библиотек Рязани, состоящей из одиннадцати филиалов. Интересный факт: средняя активность читателей в группе ВКонтакте Рязанских детских библиотек и группе Российской государственной библиотеки примерно одинакова, при том, что у первой около 3 тыс. подписчиков, а у второй — почти 30 тыс. Чем же вызван такой интерес читателей к рязанской библиотеке? В ее новостной ленте — анонсы мероприятий, викторины, но главное — рекомендательные списки для чтения.

В сфере детской литературы потребность читателей в квалифицированных рекомендациях особенно велика. В раннем возрасте книги выбираются по желанию (а не в соответствии с учебной или рабочей необходимостью), поэтому родители маленьких детей нуждаются в том, чтобы их сориентировали в потоке литературы. Для них на странице библиотеки публикуются авторские подборки, издательские и тематические серии.

По реакции подписчиков видно: публикации о мероприятиях такого внимания публики не привлекают. Современное обилие информации и дефицит времени порождают запрос аудитории на компетентные рекомендации: от библиотекаря ждут советов о том, что заслуживает чтения, в первую очередь из современной литературы. Это требует от специалистов умения разбираться в литературных трендах и поддерживать соответствующий уровень коммуникации с читателем. По сути, аудитория ждет, что библиотека будет воспитывать литературные вкусы.

4. Библиотечная система г. Кургана: виртуальный персонаж

Блог «История кошки Маякошки» — проект Библиотечной информационной системы города Кургана. Кукла Маякошка, символ библиотеки, живет и в реальном, и в виртуальном мире: украшает библиотеку, участвует во встречах и семинарах и одновременно является одним из действующих лиц практически во всех публикациях новостной ленты (от отчетов о событиях до зарисовок). Вот как этого персонажа представляют читателям на заглавной странице блога: «У Маякошки умные глаза и пушистый хвост. Она не нарушает тишину и внимательно наблюдает. А потом описывает все, что видела в библиотеке».

Виртуальный персонаж позволяет персонифицировать пространство и установить эмоциональный контакт между читателями и библиотекой. Более всего такой метод подходит для работы с детской и подростковой аудиторией. Ведение новостной ленты от лица такого персонажа может потребовать определенной креативности и понимания психологии общения в социальных медиа. Однако это хороший маркетинговый ход, который нередко используется в крупных рекламных кампаниях и может привнести некоторую развлекательность в проект.

5. Самарская детская библиотека: буктрейлеры

Создание буктрейлеров — видеоанонсов к книгам — одна из последних тенденций, уже получившая распространение за рубежом. Большая часть информации в Интернете передается посредством изображения и звука. Целостные визуальные образы и устную речь воспринимать легче, чем печатный текст. Это одна из причин популярности видео- и аудиоканалов в сети. Блогеры-любители активно осваивают видеопространство: в русскоязычном Youtube больше двухсот буктьюберов (book tuber), которые снимают видео о книжных новинках, давая свои рекомендации и делясь впечатлениями от прочитанного. Например, у канала буктьюбера Ольги Миклашевской почти 20 тыс. подписчиков — эта цифра ярко свидетельствует о том, что в обществе, особенно среди молодежи, существует потребность в рекомендациях и ориентирах в литературном пространстве. Одноминутные видеорассказы о книжных редкостях как способ продвижения своего ассортимента взял на вооружение и культовый букинистический магазин Полины Вахотиной «Эйдос» (г. Владимир).

Библиотеки пока неактивно пользуются этим методом привлечения внимания к книгам. Однако Самарская детская областная библиотека создала на своем сайте видеотеку буктрейлеров из различных источников, некоторые из видеороликов созданы читателями для участия в библиотечном конкурсе. Можно предположить, что интересные буктрейлеры могли бы помочь библиотекам установить контакт с подростковой аудиторией, привыкшей поглощать информацию в видеоформате, а также выйти за рамки социальных сетей и осваить пространство видеохостинга.

Источник: http://libinform.ru

Реклама