Хорхе Луис Борхес

borges_01Хорхе Луис Борхес – аргентинский писатель с мировой известностью, прозаик и поэт, философ и публицист, профессор – около трети своей жизни был библиотекарем, директором Национальной библиотеки Аргентины.

Борхес родился 24 августа 1899 г. в Буэнос-Айресе. Его отец, адвокат, профессор психологии, анархист, автор одного изданного романа. Бабушка Хорхе Луиса обучала детей и внуков английскому языку, так что по-английски мальчик стал говорить раньше, чем по-испански; в 8 лет он начал свою литературную деятельность переводом сказки Оскара Уайльда, который был напечатан в журнале «Сур». Позже он переводил Вирджинию Вулф, Фолкнера, Киплинга, Джойса. Борхес прекрасно знал латынь, французский, итальянский, португальский, немецкий, самостоятельно изучил и преподавал древнеанглийский и древнескандинавские языки. Он утверждал, что в нём течёт «баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь».

Большую часть детства Хорхе провёл дома, в школу пошёл только в 11 лет и был там изгоем, его преследовали как (если использовать сегодняшний лексикон) «ботаника».

В 1914 году семья поехала в Европу на каникулы. Но началась Первая мировая война, и возвращение пришлось отложить на годы. Осели в Женеве, где Хорхе смог, наконец, получить формальное образование и диплом бакалавра в лицее. (Один из бесчисленных парадоксов его жизни: прославленный своей эрудицией писатель больше нигде не учился, а все его будущие докторские степени были «honoris causa» – то есть не требовали документов и формальных процедур).

В 1918 г. Борхес переехал в Испанию, где присоединился к группе поэтов-авангардистов. В 1921 г. он возвращается на родину уже состоявшимся поэтом. В конце 20-х Борхес начал писать рассказы, а к 1930 г. было написано и издано семь книг, основано три журнала и ещё с двенадцатью Борхес сотрудничал.

В конце 30-х гг. Борхес похоронил бабушку, потом отца; появилась необходимость самому обеспечивать семью. В 1937 г. он начинает работать в филиале городской библиотеки в скромной должности первого помощника. Он провёл здесь, как сам признавался, «девять глубоко несчастливых лет», но именно здесь созданы многие его шедевры, в частности, «Вавилонская библиотека». Хорхе Луис всю свою библиотечную работу выполнял довольно быстро, а затем тихонько удалялся в подвальное книгохранилище и в оставшееся рабочее время читал или писал. Написанный им в 1938 г. «Пьер Менар, автор „Дон Кихота“», – текст, который сам Борхес определил как среднее между эссе и «настоящим рассказом», – явился впоследствии источником целого литературного направления, которое сегодня именуется постмодернизмом.

В 1946 г. в Аргентине к власти пришел президент Перон, и Борхеса сразу же фактически выгнали из библиотеки, поскольку он крайне раздражал новый режим своими сочинениями и высказываниями. Как вспоминал сам писатель, его уведомили, что он повышен в должности и назначен инспектором по торговле птицей и кроликами на городских рынках. Он уволился и стал давать уроки английской литературы и разъезжать с лекциями по провинции. Но именно в эти годы происходит признание таланта Борхеса и в Аргентине, и за рубежом: его избирают президентом Аргентинского союза писателей, появляются переводы его эссе и рассказов.

В 1955 г., сразу после военного переворота, который сверг диктатуру Перона, Хорхе Луис Борхес был назначен директором Национальной библиотеки Аргентины и занимал этот пост до 1973 г. Но к этому времени он окончательно потерял зрение (это была наследственная болезнь). Последние 20 лет жизни Борхес не имел возможности ни читать, ни писать (ему помогали студенты, друзья и близкие), при этом слава его растёт, он становится всемирно известным, а в 60-х уже считается классиком, культовой фигурой.

В 1974 г. произошла реставрация власти Перона, и Борхес вновь был лишён всех занимаемых должностей. Но он много работает, пишет и преподает на кафедре немецкой литературы в Университете Буэнос-Айреса.

Личная жизнь Борхеса выглядела достаточно специфично. Его всегда окружало множество женщин (секретарши, соавторы, просто поклонницы, подруги), и влюблялся он постоянно, но для возлюбленных скоро оказывался слишком романтичным, экзальтированным. Некоторые романы были серьёзными. В 1944 г. Борхес знакомится с 23-летняя красавицей Эстелой Канто, которая работает секретаршей, но мечтает о карьере актрисы или писательницы. Борхес сделал ей официальное предложение, но пришёл в ужас от её контрпредложения – до венчания пожить какое-то время гражданским браком (поскольку в католической Аргентине официальный развод был невозможен).

В 1967 г. Борхес делает ещё одну попытку устроить свою личную жизнь, и женится на знакомой с юности Эльзе Астете Мильян, но три года спустя они расстаются.

Примерно тогда же в его жизнь вошла Мария Кодама. Почти на 40 лет младше писателя, японка по отцу и немка по матери, она занималась в его семинаре по англо-саксонской литературе. Когда в 1975 г. умирает 99-летняя мать писателя, до последних дней решавшая все его бытовые и финансовые вопросы, Мария становится его секретарем. Она была глазами слепого Борхеса, они много путешествовали, объездив почти весь земной шар. В 1986 г. Борхес женится на ней.

Предчувствуя, что он уже никогда больше не вернется в Аргентину, в декабре 1985 г. Борхес приезжает в Женеву. 14 июня 1986 г. в возрасте 86 лет Борхес умирает от рака печени и эмфиземы легких. Он похоронен на женевском Кладбище Королей.

Наиболее значительными литературными премиями Борхеса стали премия Сервантеса (самая престижная премия в испаноязычных странах) и Всемирная премия фэнтези (World Fantasy Award for Life Achievement), обе присуждены ему в 1979 г. По произведениям Борхеса снято более тридцати фильмов.

«Я утверждаю, что Библиотека беспредельна», «Я всегда воображал Рай чем-то наподобие библиотеки» – эти высказывания Борхеса можно назвать одними из наиболее известных и цитируемых его высказываний.

Книги из фонда научной библиотеки:

Шифр издания:

И(Арг)

Б 838

Борхес, Хорхе Луис. Письмена Бога : пер. с исп. / Х. Л. Борхес ; Авт. предислов. И. М. Петровский. — Москва : Республика, 1992. — 511 с. — (Библиотека: Религия. Культура. Наука). — Примеч.: с. 436-484. — Указ. имён: с. 486-508.
Реклама