На страницах информационного портала ЛИБИНФОРМ размещаются статьи, затрагивающие актуальные и интересные темы, обсуждаемые библиотекарями разных стран. Так в разделе «зарубежный опыт», 3 августа размещена статья Лизы Пит о развитии мультиплаформенных образовательных площадок и спроса на высшее образование. В статье приведены фрагменты выступлений на ежегодной конференции Американской библиотечной ассоциации:  Криса Бурга (Chris Bourg) — директора библиотек Массачусетского технологического института; Джениса Ягушевски (Janice Jaguszewski) — директора библиотеки и библиотекаря в области медицинских наук Университета Миннесота; Дианы Маркум (Deanna Marcum) — управляющего директора некоммерческого исследовательского центра Ithaka S+R; Митчела Стивенса (Mitchell Stevens) — доцента кафедры педагогики и социологии Стэнфордского университета.

Все они приходят к единому мнению, что вузовские библиотеки входят в эпоху перемен, и необходимо быть внимательным к тому, что появляется на горизонте, и у каждого оказался собственный взгляд, как именно это делать.

«Встречать студентов там, где они находятся

Митчел Стивенс (Mitchell Stevens) считает, что вузовские библиотеки стоят на границе «массового расширения своих возможностей», отметив, что «вовсе не имеет в виду открытые курсы МООК». Скорее, он предвещает появление мультиплатформенных площадок для образования и исследований, которые трансформируют высшее образование так же, как цифровые медиа уже изменили более коммерциализированные области нашей жизни, такие как шопинг и знакомства.

Также М. Стивенс отметил, что с ростом стоимости высшего образования будет расти и спрос на высшее образование на протяжении всей жизни (lifelong learning). «Мы должны суметь встроить высшее образование в жизнь взрослого человека, вместо того, чтобы встраивать взрослого в высшее образование». Библиотеки могут сыграть главную роль в том, чтобы посредством онлайн-технологий встречать студентов там, где они физически находятся. Мы входим в мир с все увеличивающимся доступом к информации, поэтому людям нужны порталы, которым они могут доверять; управление информацией, которое осуществляют библиотеки, станет ключом в преобразовании общедоступности информации в качество образования.

Интересы государственных и частных вузов

Диана Маркум (Deanna Marcum) начала свое выступление с оговорки: «Я не являюсь экспертом в области высшего образования, я не футуролог. Я библиотекарь, который глубоко озабочен тем, что происходит с высшим образованием». Она процитировала два недавних исследования университета Итака. Первое было посвящено насыщенному технологиями образовательному процессу в десяти ведущих университетах США, второе — онлайн-обучению в двадцати небольших гуманитарных колледжах. Важнейшими вопросами для всех учебных учреждений оказались: низкие показатели комплектации; потребность в педагогических методиках, необходимых для обучения все более разнородного студенческого состава; разные уровни подготовленности студентов.

Оба типа вузов отметили, что развитие онлайн-обучения имеет как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, оно позволяет государственным университетам увеличить доступ к образованию без необходимости физического присутствия — это важная деталь в условиях снижения государственной поддержки. Частным колледжам онлайн-обучение тоже позволяет оставаться на плаву, несмотря на то, что размеры классов уменьшаются. С другой стороны, перемещение образовательного процесса в онлайн-среду вызывает определенное противостояние между администрациями, которые ищут пути увеличения численных показателей деятельности вуза без создания дополнительной инфраструктуры, и преподавателями, которые считают, что новые методы обучения отвлекают от исследовательской работы, которая для них не менее важна. Библиотеки обладают хорошими возможностями, чтобы помочь обеим сторонам: предоставить технологии, информацию об открытых образовательных ресурсах и помощь в оценке учебных материалов.

Технология как инструмент

Дженис Ягушевски (Janice Jaguszewski), большая часть карьеры которой состоялась в области науки, считает, что главный вопрос, который вузовские библиотеки должны себе задать, звучит так: «Что необходимо пользователям, чтобы библиотека была в состоянии предоставить?» «Мы настоящие бизнес-аналитики, — говорит она, — ищущие возможности и решения, многие из которых находятся в стороне от традиционных прямолинейных путей научного сообщества». Она привела в пример несколько начинаний Университета Миннесоты, которые поощряют студенческие междисциплинарные исследования в поиске решений «ключевых проблем современности», таких как бедность, изменения климата и голод; а также знаменитую интернет-платформу гражданской науки Zooniverse, обладающую многолетним опытом работы с большими массами людей и огромными массивами данных, и их гуманитарный проект Zoomanities, который поддерживает краудсофтинговое оцифровывание документов в области гуманитарных наук; и Репозиторий данных в Университете Миннесота, представляющий часть сложного комплекса сервисов управления данными.

Инновациям в Университете Миннесоты во многом способствует спрос на то, что она назвала «радикальным сотрудничеством» — привлечение специалистов отовсюду. Д. Ягушевски отметила, что «значительная часть успехов студентов происходит за пределами учебных классов», добавив, что «творчество — это много больше, чем трудовое место». Технологии — это инструмент, и они должны быть направляемы образовательными приоритетами, но не управлять ими.

Смотреть в обоих направлениях

«Хрустального шара не существует, — заявила Крис Борг (Chris Bourg), — будущее непредсказуемо и не линейно». По словам К. Борг, ее в меньшей степени интересует, как библиотеки будут отвечать на изменения, — важнее то, как они будут создавать изменения. Хотя управление информацией, ее коллекционирование и каталогизация, которой занимаются библиотеки, имеет огромное значение, и библиотекари помогают студентам осмысливать большие объемы информации. Борг считает, что было бы полезно создавать поисковые среды, которые передали бы инструменты коллекционирования и отбора информации в руки пользователей. То есть создавать не только образовательные порталы, которым они могли бы доверять, но и порталы, которые они могли бы контролировать.

Библиотеки также должны будут взять на себя ответственность за информационную грамотность. Борг хотела бы, чтобы они присоединились к преподавателям в обучении навыкам критического мышления и развития сознания. «Думаю, главный вклад, который библиотекари сделают в наше будущее, — это то, что они снабдят наши сообщества данными и контекстом для их понимания, это позволит решить основные проблемы нашего времени, такие как расовая и этническая несправедливость, изменения климата, мировая бедность, растущее неравенство в доходах». Библиотекари могут использовать свои знания и опыт, которые позволят им идти значительно дальше, чем поддержка и консультирование преподавателей, они могут стать проводниками тех перемен, которые мы хотим видеть в библиотечном мире, в высшем образовании и во всем обществе».

Источник: Library Journal

Реклама