Цифровые технологии меняют не только стиль нашей жизни — они трансформируют наше сознание и заставляют мозг перестраиваться. Постоянный серфинг в сети вынуждает его работать в состоянии стресса. Легкий доступ к информации повышает наш IQ, но негативно влияет на способность мыслить независимо. Получается, что с развитием высоких технологий мозг совершенствует одни способности, но утрачивает другие. Ведет ли это к его эволюции или деградации? Психиатр Гэри Смолл в своей книге «Мозг онлайн» описал сотни научных наблюдений и поделился своими выводами. Мозг работает в режиме рассеянного внимания

Техногенная революция погрузила наш мозг в состояние постоянного рассеянного внимания. Мы больше ни на чем не сосредотачиваемся всецело. Почти все время отслеживаем несколько потоков информации: работаем над проектом, задаем череду поисковых запросов, переписываемся с друзьями в чате, отвечаем на звонки и смс. Все происходит в области периферийного внимания. Гиперактивность, невнимательность и навязчивая мультизадачность — черты современного хай-тек мышления. В результате наблюдений за одаренными людьми известно, что интуитивные прозрения, прорывы в осмыслении какой-то задачи приходят в результате длительного сосредоточения и погружения в тему. А вот необходимость в течение долгого времени распылять свое внимание лишь истощает психические резервы и снижает нашу работоспособность.

Сеть делает нас поверхностными?

Многие замечают, что нам все сложнее сосредотачиваться и работать над сложными долговременными проектами. Естественные паузы в мышлении, которые возникают во время раздумий, когда мозг пытается найти решение, мы стремимся заполнить онлайн-серфингом. Интернет приучает мозг рефлекторно «гуглить» каждый раз, когда мы не знаем ответа. И вместо того, чтобы погрузиться в размышления и через сомнения прийти к собственному пониманию, мы автоматически отправляемся искать уже готовое знание. Конечно, есть факты, которые могут быть нам доступны только из внешних источников информации — и тут Интернет оказывает несравнимую помощь. Но привычка получать мгновенные ответы без сосредоточенных внутренних поисков подрывает основы нашей креативности.

Технологии лишают нас эмпатии

Интернет делает человеческое общение парадоксальным. С одной стороны, он создает невиданные ранее возможности: мы можем легко поддерживать связи с огромным количеством людей и не зависеть от расстояний. Но в то же время, Интернет вытесняет общение лицом к лицу, и вместе с этим наш мозг перестраивается. Чем меньше мы общаемся вживую, тем меньше используем участки мозга, ответственные за распознавание эмоций и невербальных знаков. Незадействованные нейронные пути у взрослых людей атрофируются. А у детей нервные связи, контролирующие коммуникации с другими людьми, могут попросту не сформироваться. Способность к сочувствию, эмпатии формируется в 10-12 лет: дети учатся прислушиваться к переживаниям окружающих и ставить себя на место другого. Но современные подростки проводят за компьютером более 8 часов в день. В результате их мозг может быстрее обрабатывать большие массивы киберинформации, но утрачивает способности к межличностному общению.

Техногенное истощение мозга

Чтобы справиться с состоянием «цифрового тумана», который обволакивает нас после многих часов погружения в электронный мир, психологи рекомендуют устраивать «разгрузочные дни» в пользовании Интернетом. В течение дня при переходе с одной темы на другую стоит делать небольшие перерывы. Когда мы меняем фокус внимания, мозгу необходима пауза, чтобы переключиться между нейронными сетями. Если беспрерывно переключаться с одной задачи на другую, энергозатраты вырастут, а результативность работы мозга уменьшится в несколько раз.

Интернет повышает IQ

Действительно, наш разум становится хаотичным, а глубина мысли отходит в прошлое. Но у информационной революции есть и положительная сторона. С распространением Интернета коэффициент интеллекта среднего индивидуума и наша общая осведомленность повышается. При этом мозгу, подключенному к мировой сети, нет необходимости запоминать большие количества информации — поисковые машины делают доступными для нас в любой момент практически любые данные. Еще недавно энциклопедическая образованность считалась основным признаком незаурядного ума. Сегодня ученые считают, что сами понятия разума и интеллекта в скором времени будут переосмыслены.

Навыки параллельной обработки информации

От природы мозг запрограммирован удерживать в поле внимания не более 4-7 объектов. Интернет же многократно увеличивает число каналов восприятия и типов данных, перегружая нашу оперативную память. Однако многие специалисты отмечают, что у поколения, выросшего в хай-тек среде, навыки параллельной обработки информации развиты лучше. Современные школьники вполне могут контролировать более трех процессов одновременно, в то время как старшие поколения лучше справляются с работой, когда сосредоточены на чем-то одном. Однако возможности мозга не беспредельны: учителя отмечают, что школьники из мультизадачного поколения учатся хуже. Хоть и в разной степени, многозадачность создает сложности для всех.

Мозг эволюционирует прямо сейчас

Приспосабливаясь к меняющейся среде, мозг перестраивает нейронные сети для обработки потоков информации, обрушивающихся на наше сознание. Специалисты считают, что в скором времени человечество выработает иные, возможно, невиданные ранее, стили мышления. Гиперактивность и дефицит внимания, от которых мы все сегодня страдаем, можно рассматривать не как болезнь, а как результат приспособления мозга к вездесущим технологиям. В конце концов, эта адаптация может изменить человечество и вывести нашу цивилизацию на иной уровень.

Источник: http://libinform.ru

Реклама