415 лет комедии Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь» (1600).

12_nochПредположительно, пьеса окончена Шекспиром между 1600 и 1601 гг. Главная мужская роль — Орсино, вероятно, была подсказана герцогом Браччианским, итальянским аристократом, который посетил Лондон зимой 1600—1601.

Пьеса не печаталась до включения в «Первое фолио» работ Шекспира в 1623.

Ставилась при дворе в 1618 году, под названием «Мальволио» — в 1623.

dvenadcataya-noch-ili-chto-ugodno-dvenadcataya-noch-ili-kakКомедии Шекспира, написанные в первый период его  творчества,  поражают своей живостью, искрящимся остроумием,  нежностью  и  тонкостью  красок. Однако, под  покровом  бездумного  с  виду  веселья,   Шекспир  затрагивает общественные проблемы и коллизии.

В центре комедии «Двенадцатая ночь» находятся женские персонажи, наделённые лучшими чертами: умом, смелостью, остроумием. Шекспир изображает женщин более активными, благородными и великодушными в сравнении с мужчинами. Нужно отметить, что мотив служения девушки своему возлюбленному и мотив переодевания драматург использует не один раз: в «Двух веронцах», «Как вам это понравится», «Венецианском купце».

В центре пьесы — изображение субъективности и прихотливости любовного чувства, которое драматург показывает как естественное природное начало, присущее натурам свободным. Конфликт в пьесе — столкновение сильного чувства любви с неблагоприятными обстоятельствами. Комический эффект достигается изображением различных препятствий, возникающих на пути любви главных героев, но эти преграды оказываются иллюзорными.

   Из экспозиции (сцена во дворце герцога — акт 1, сцена 1; разговора Виолы с капитаном — акт 1, сцена 2) мы узнаем о ситуации, в которой будут развиваться события: Виола потеряла брата во время морского путешествия, Оливия живет в трауре затворницей, скорбя об отце и брате; герцог ухаживает за ней, но не пытается встретиться.

   Завязкой сюжета является решение Виолы поступить на службу к Орсино под именем Цезарио. Именно из-за этого начинается цепочка недоразумений: Виола влюбляется в герцога, но не может ему открыться; Оливия — в Виолу, которая, естественно, не может ответить на чувство графини; сэр Эндрю начинает ревновать и под влиянием сэра Тоби вызывает Цезарио на дуэль, а потом по ошибке сражается с Себастьяном.

   В этой комедии потрясающе напряженная и яркая кульминация — 1 сцена 5 акта (объяснение Орсино с Оливией и Цезарио). Несчастный Цезарио не может оправдаться ни перед одним из обвиняющих его героев: ни перед Оливией, ни перед герцогом.

Страдания переодетой Виолы прекращает появление Себастьяна и раскрытие тайны — развязка (акт 5, сцена 1).

   В изображении Шекспира любовь — это весьма прихотливое чувство, которое имеет различные варианты; возникает оно часто внезапно. Драматург показывает разные ипостаси любви, ведь каждый из его героев любит по-своему. Для художников эпохи Возрождения важно было показать человека как индивидуальность, с особенными, лишь ему присущими переживаниями. Так, герцог Орсино испытывает потребность быть влюбленным, поэтому выдумывает себе любовь, выбрав из своего окружения подходящую кандидатуру — прекрасную и юную дочь графа Оливию. Сам герой убежден, что страстно любит графиню, но он ведет себя пассивно и даже объяснения с объектом своей страсти перепоручает придворным, которых посылает к Оливии. Он жаждет испытывать чувство, но бездействует.

   В отличие от него Оливия, чья любовь к юному пажу Цезарио вспыхивает внезапно, решительна, активна и  нетерпелива: она не теряет ощущения объективности, не предается созерцанию и любованию собственными переживаниями, а действует. Во-первых, она отказывается от добровольного отречения от радостей жизни, в которое ее погрузила кончина двух близких людей — отца и брата, во-вторых, откровенно признается в любви герцогскому пажу Цезарио (переодетой Виоле) и пытается добиться взаимности. Поступок весьма смелый, напомню, такой же совершает и юная Джульетта, невзирая на стыдливость и традиции.

   Себастьян, брат-близнец Виолы, появившийся в Иллирии позже сестры и принимаемый многими за юного Цезарио, сразу же отвечает на чувство Оливии взаимностью, хотя поведение прекрасной графини удивляет его и даже смущает. Но как ренессансный человек он понимает, что нельзя пренебрегать таким подарком судьбы.

Любовь главные герои комедии воспринимают как награду, подарок судьбы, свидетельством чего служит и их поведение, и многочисленные реплики. Одновременно с любовной линией, в комедии высмеивается  ханжеская пуританская мораль, в образе  глупого,  честолюбивого   педанта Мальвольо, врага беспечного веселья, воплощенного в  образах:  беспутного,  но добродушного и остроумного дяди Оливии — сэра  Тоби,  ее  камеристки Марии и других слуг.

«Двенадцатая ночь» — одна из самых веселых комедий Шекспира, полная шуток и жизнеутверждающего оптимизма, изящная, блистательно-изысканная, построенная на афоризмах, игре слов и игре ума. В ней родные, встреча с которыми кажется немыслимой, неожиданно находятся. А счастье ждет героев прямо за поворотом, и не беда, что не за тем, где они его ищут. Перед вами — Шекспир в его лучших «комедийных проявлениях», как всегда — остроумный и великолепный!

Список литературы:

Аникст А. А. Театр эпохи Шекспира. — М.: Искусство, 1965. — 328 с., 2-е изд.: М., Дрофа, 2006. — 287 с.

Книги из фонда научной библиотеки:

Шифр издания:

И(Англ)

S 53

Shakespeare, William. Twelfth Night / WilliamShakespeare. — Ware : Wordsworth Ed. Ltd, 1992. — 87 с. — (Wordsworth Classics).

Шифр издания:
И(Англ)
Ш 416

Шекспир, Уильям. Двенадцатая ночь, или Что угодно; Много шума из ничего; Король Ричард III; Ромео и Джульетта; Гамлет, принц Датский; Буря; Сонеты / У. Шекспир ; Авт. предислов. А. В. Бартошевич .— Москва : АСТ : НФ «Пушкинская библиотека», 2002. — 923 с. — (Золотой фонд мировой классики). — Примеч.: с. 889-922.

Реклама