Однажды отец написал Вольфгангу Моцарту: «У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины», прибавив, что Вольфганг либо слишком терпелив, либо слишком ленив, слишком снисходителен, либо – временами – слишком строптив и беспокоен, слишком торопит ход событий вместо того, чтобы предоставить им идти своим чередом.

Моцарт писал произведения во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. За свои тридцать пять лет он сочинил 20 опер, 50 симфоний, 17 месс, 22 сонаты для клавесина, 25 фортепианных и 12 скрипичных концертов. Всего 626 сочинений. Подсчитано, что для того чтобы написать такое количество произведений, Моцарт должен был записывать не менее 2 тыс. нотных знаков ежедневно.

Ребёнок-вундеркинд.

800px-Wolfgang-amadeus-mozart_2

Portrét Mozarta v době dětství. Již tehdy byl považován za velký hudební talent a objel se svými rodiči půlku Evropy.

 

Родился Амадей Моцарт в семье композитора и скрипача придворного оркестра зальцбургского архиепископа, Леопольда Моцарта (1719–1787) и Марии Анны, урожденной Пертль, и при крещении получил имена: Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил.

Имя Теофил при жизни композитора варьировалось: по латыни оно звучало как Amadeus, по-немецки — как Gottlieb, а по-итальянски — Amadeo. В переводе оно означало «возлюбленный Богом».

Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. Брат и сестра обладали блестящими музыкальными данными. В возрасте трех лет Моцарт подбирал на клавесине терции и сексты, в пятилетнем возрасте начал сочинять несложные менуэты.

Maria_Anna_Mozart_(Lorenzoni)
Мария Анна Моцарт

Предприимчивый Леопольд, в январе 1762 повез своих чудо-детей в Мюнхен, где они играли в присутствии баварского курфюрста, а в сентябре – в Линц и Пассау, оттуда по Дунаю – в Вену, где они дважды удостоились приема у императрицы Марии Терезии.

Это путешествие положило начало ряду концертных поездок продолжавшихся в течение десяти лет и, безусловно, подорвавших здоровье композитора. Однако, сам Моцарт был бесконечно благодарен своему отцу, за то что тот вовремя оценил масштабы дарования сына. И в бесконечных поездках, юный Моцарт смог общаться с великими музыкантами, которые, не могли устоять перед искушением познакомиться с творчеством Моцарта, юного виртуозного исполнителя, и давали советы и уроки. И так или иначе, вносили вклад в музыкальное воспитание юного гения. Таким образом, при очень скудных средствах Моцарт смог получить пусть не последовательное, но блестящее музыкальное образование.

Чтобы поразить публику и сделать выступления были более зрелищными, отец завязывал Моцарту глаза, перед тем как тот начинал играть на клавире. Также полотном накрывали и клавиатуру. Однако это не мешало одаренному ребенку развлекать музыкой великосветскую публику.

Leopold Mozart se svými dětmi Wolfgangem a Marií Annou, na zdi portrét zemřelé manželky a matky Anny Marie Mozartové. Obraz od Johanna Nepomuka della Croce, kolem 1780
Leopold Mozart se svými dětmi Wolfgangem a Marií Annou, na zdi portrét zemřelé manželky a matky Anny Marie Mozartové. Obraz od Johanna Nepomuka della Croce, kolem 1780

Во время десяти лет путешествий, между выступлениями,  Моцарт написал 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

Великолепный музыкальный слух.

13 декабря 1769 года Леопольд и Вольфганг Моцарты покинули Зальцбург и отправились в 15-ти месячное путешествие по Италии. Одна из целей Леопольда состояла в том, чтобы устроить так, чтоб сын стал учеником Падре Джанбаттиста Мартини, знаменитого итальянского композитора, теоретика и педагога, у которого за несколько лет до этого учился один из сыновей И.С.Баха — Иоганн Кристиан.

Как и все туристы, они направились в собор Св.Петра, чтобы присутствовать на заутрене и услышать знаменитое «Miserere» Григорио Аллегри, исполнявшееся в Сикстинской капелле. Вернувшись вечером в дом, где они остановились, Вольфганг записал по памяти всё произведение. Через день, в Великую Пятницу (будем помнить, что речь идёт о том времени, когда «Miserere» Аллегри исполнялось дважды), Вольфганг вновь пришёл в капеллу, принеся с собой спрятанную в шляпе рукопись. На сей раз он хотел проверить точность того, что записал с первого прослушивания. Поправки оказались совсем незначительными.

Леопольд так описал это событие в письме к жене от 14 апреля 1770 года: «Как тебе известно, знаменитое «Miserere» столь высоко чтится в Риме, что музыкантам капеллы под страхом отлучения от церкви запрещается выносить ноты, переписывать их, или давать кому бы то ни было. Но у нас уже есть партитура «Miserere», всё это благодаря Вольфгангу, который записал музыку по памяти, совершенно точно, до единой нотки, и можно было бы прислать тебе её в Зальцбург вместе с этим письмом, да она нужна здесь нам самим. Но мы обязательно привезём партитуру домой, потому что, поскольку эта одна из свято хранимых тайн Рима, мы не можем допустить, чтобы она попала в чужие руки, и тем навлечь на себя церковную кару».

Точность записи подтвердил папский певец Кристофори, который услышал, как Моцарт исполнил записанное им. Кристофори был поражён. Из Рима Вольфганг с отцом отправились в Неаполь, где пробыли несколько недель и вновь вернулись в Рим. Здесь Моцарта ждали большие почести: Папа Римский. Папа Климент XIV принял Моцарта 8 июля 1770 и вручил ему орден Золотой Шпоры. Так юный Моцарт был удостоен звания Кавалера Ордена Золотой Шпоры. (Как и Кристоф Виллибальд Глюк. Моцарт, однако, подписывался этим титулом лишь в Италии и позже о нём забыл; Глюк же подписывался им всегда.)

Бесконечные путешествия Вольфганга и Марии Анны Моцарт

В июне 1763 Леопольд, Анна (Наннерль — «моя обожаемая сестрёнка») и Вольфганг начали самую длинную из их концертных поездок: они вернулись домой в Зальцбург лишь к концу ноября 1766. Леопольд вел дневник путешествия: Мюнхен, Людвигсбург, Аугсбург и Шветцинген (летняя резиденция пфальцского курфюрста). 18 августа Вольфганг дал концерт во Франкфурте: к этому времени он освоил скрипку и свободно играл на ней, хотя и не с таким феноменальным блеском, как на клавишных инструментах.

Во Франкфурте он исполнил свой скрипичный концерт. После концерта, к Моцарту подошел 14-летний мальчик и сказал, как тот замечательно играет, и что ему самому никогда не научиться играть так же, на что композитор ответил, что играть — это так просто. Еще он спросил у мальчика, пробовал ли он записывать музыку, которая приходит ему в голову. Мальчик сказал, что ему в голову приходят только стихи и что их писать — вот это на самом деле легко. Собеседником Моцарта был юный Гете.

В апреле 1764 семейство отправилось в Лондон и прожило там более года. Через несколько дней после прибытия, Моцарты были торжественно приняты королем Георгом III. Как и в Париже, дети давали публичные концерты, во время которых Вольфганг демонстрировал свои поразительные способности. Композитор Иоганн Кристиан Бах, любимец лондонского общества, сразу оценил огромный талант ребенка.

В Лондоне Моцарт сочинил свои первые симфонии. Они следовали образцам галантной, живой и энергичной музыки Иоганна Кристиана, ставшего учителем мальчика, и демонстрировали врожденное чувство формы и инструментального колорита.

В июле 1765 семья покинула Лондон и направилась в Голландию; в сентябре в Гааге Вольфганг и Наннерль перенесли тяжелое воспаление легких.

Затем они продолжили свое турне: из Бельгии в Париж, далее в Лион, Женеву, Берн, Цюрих, Донауэшинген, Аугсбург и, наконец, в Мюнхен, где курфюрст снова слушал игру чудо-ребенка и был поражен сделанными им успехами.

Как только они вернулись в Зальцбург (30 ноября 1766), Леопольд начал строить планы следующей поездки. Она началась в сентябре 1767. Вся семья прибыла в Вену, где в это время свирепствовала эпидемия оспы. Болезнь настигла обоих детей в Ольмюце (ныне Оломоуц, Чехия), где им пришлось остаться до декабря. В январе 1768 они добрались до Вены и снова были приняты при дворе

Занимаясь в Болонье контрапунктом со знаменитым педагогом падре Мартини, Моцарт начал работу над новой оперой Митридат, царь Понтийский (Mitridate, re di Ponto). По настоянию Мартини он подвергся экзамену в известной Болонской филармонической академии и был принят в члены академии. Композитору на тот момент было 14 лет, а членом Академии мог стать человек не моложе 26 лет, но для Моцарта сделали исключение.

Нумерация произведений В. А. Моцарта

В 1862 Людвиг фон Кёхель издал каталог сочинений Моцарта в хронологическом порядке. С этого времени наименования сочинений композитора обычно включают номер по Кёхелю – так же, как сочинения других авторов обычно содержат обозначение опуса. Например, полное название фортепианного концерта № 20 будет: концерт № 20 ре минор для фортепиано с оркестром (К. 466). Указатель Кёхеля шесть раз пересматривался. В 1964 издательство «Брайткопф и Хертель» (Висбаден, Германия) опубликовало глубоко переработанный и дополненный указатель Кёхеля. В него включено немало сочинений, для которых доказано авторство Моцарта и которые не были упомянуты в более ранних изданиях. Даты сочинений также уточнены в соответствии с данными научных исследований. В издании 1964 года внесены изменения и в хронологию, а следовательно, в каталоге появились новые номера, однако сочинения Моцарта продолжают бытовать под старыми номерами кёхелевского каталога.

Разочарования

Mozart_drawing_by_Doris_Stock_1789
Wolfgang Amadeus Mozart, kresba od Doris Stock, 1789
800px-Martini_bologna_mozart_1777
Вольфганг Амадей Моцарт

В августе 1771 отец и сын выехали в Милан для подготовки премьеры новой оперы Асканий в Альбе (Ascanio in Alba), которая с успехом прошла 17 октября.

Леопольд надеялся убедить эрцгерцога Фердинанда, к свадьбе которого в Милане было организовано празднество, взять Вольфганга к себе на службу, но по стечению обстоятельств императрица Мария Терезия прислала из Вены письмо, где в сильных выражениях заявляла о своем недовольстве Моцартами (в частности, она назвала их «бесполезным семейством»). Леопольд и Вольфганг были вынуждены вернуться в Зальцбург, не найдя для Вольфганга подходящего места службы в Италии.

В самый день их возвращения, 16 декабря 1771, скончался князь-архиепископ Сигизмунд, доброжелательно относившийся к Моцартам. Его преемником стал граф Иероним Коллоредо, он принял молодого композитора на службу с годовым жалованьем в 150 гульденов и дал разрешение на поездку в Милан. Однако новый архиепископ не был склонен восхищаться искусством Моцарта.

Третье итальянское путешествие продолжалось с октября 1772 по март 1773. Новая опера Моцарта, Луций Сулла (Lucio Silla), была исполнена на следующий день после Рождества 1772. Дальнейших оперных заказов композитор не получил. Леопольд напрасно пытался заручиться покровительством великого герцога флорентийского Леопольда. Предприняв еще несколько попыток устроить сына в Италии, Леопольд осознал свое поражение, и Моцарты уехали из этой страны, чтобы более туда не возвращаться.

Уже в третий раз Леопольд и Вольфганг попытались обосноваться в австрийской столице. Они оставались в Вене с середины июля по конец сентября 1773. Вольфганг получил возможность познакомиться с новыми симфоническими произведениями венской школы, особенно с драматичными симфониями в минорных тональностях Я.Ваньхаля и Й.Гайдна; плоды этого знакомства очевидны в его симфонии соль минор (К. 183).

 Летом 1777 Моцарт был уволен со службы у архиепископа и решил поискать счастья за рубежом. В сентябре Вольфганг с матерью отправился через Германию в Париж. По дороге они остановились в Маннгейме, где Моцарт был дружески встречен местными оркестрантами и певцами. Хотя он и не получил места при дворе Карла Теодора, он задержался в Маннгейме: причиной стала его влюбленность в певицу Алоизию Вебер. Кроме того, Моцарт надеялся совершить с Алоизией, обладавшей великолепным колоратурным сопрано, концертное турне, он даже съездил с ней втайне ко двору принцессы Нассау-Вайльбургской (в январе 1778). Леопольд первоначально полагал, что Вольфганг отправится в Париж с компанией маннгеймских музыкантов, отпустив мать обратно в Зальцбург, но прослышав о том, что Вольфганг без памяти влюблен, строго наказал ему немедленно ехать в Париж вместе с матерью.

Пребывание в Париже, продолжавшееся с марта по сентябрь 1778, оказалось крайне неудачным. Парижская аристократия утратила интерес к молодому композитору, хотя в Париже Моцарт с успехом исполнил две новые симфонии. К тому же, 3 июля скончалась мать Вольфганга.

Леопольд приказал сыну возвращаться в Зальцбург. Вольфганг оттягивал возвращение, сколько мог и особенно задержался в Маннгейме. Здесь он понял, что Алоизия совершенно равнодушна к нему. Это был страшный удар, и лишь ужасные угрозы и мольбы отца заставили его уехать из Германии.

В январе 1779 Моцарт вновь приступил к исполнению обязанностей органиста при архиепископском дворе с годовым жалованьем в 500 гульденов.

Моцарт продолжал испытывать ненависть к Зальцбургу и к архиепископу, а потому с радостью принял предложение написать оперу для Мюнхена — «Идоменей, царь Критский» (Idomeneo, re di Creta) поставленную при дворе курфюрста Карла Теодора.

Назревал личный конфликт Моцарта и Коллоредо, и после громкого публичного успеха Вольфганга в концерте, данном в пользу вдов и сирот венских музыкантов 3 апреля 1781, его дни на службе у архиепископа были сочтены. В мае он подал прошение об отставке.

Женитьба

Против воли отца Моцарт женился на Констанце Вебер, сестре своей первой возлюбленной, причем мать невесты ухитрилась добиться от Вольфганга весьма выгодных условий брачного контракта (к гневу и отчаянию Леопольда, который закидывал сына письмами, умоляя одуматься). Вольфганг и Констанца венчались в венском кафедральном соборе св. Стефана 4 августа 1782.

У Моцарта и Констанцы было шестеро детей, из которых выжили двое: Карл Томас (1784–1858) и Франц Ксавер Вольфганг (1791–1844). Оба занимались музыкой, старшего Гайдн отправил учиться в миланскую консерваторию к знаменитому теоретику Б. Азиоли; однако Карл Томас все же не был прирожденным музыкантом и в конце концов стал чиновником. У младшего сына были музыкальные способности (Гайдн даже представил его публике в благотворительном концерте, который проводился в Вене в пользу Констанцы), и он создал ряд вполне профессиональных инструментальных произведений.

Вена.

В июле 1782 опера Моцарта «Похищение из сераля» (Die Entfhrung aus dem Serail) была поставлена в венском «Бургтеатре»; она имела значительный успех, и Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. За несколько лет Моцарт достиг вершин славы; жизнь в Вене побуждала его к многообразной деятельности, композиторской и исполнительской. Он был нарасхват, билеты на его концерты, распространявшиеся по подписке, распродавались полностью.

Моцарт ежедневно вставал в 6 утра, чтобы максимально использовать дневное освещение для работы. Любил вкусно и от души поесть, все важные встречи, сулившие угощение, назначал на время обеда. Испытывал страсть к красивой одежде. Когда после его смерти имущество за долги было описано, львиная доля из вещей составляла наряды.

Для своей семьи он снимал самые лучшие квартиры: «Детям нужен простор и свет!» Но в самой просторной квартире чету Моцартов как-то раз застали за странным занятием: супруги танцевали в тишине. «Мы греемся, — простодушно объяснил композитор. — Натоплена только детская, а мы с Констанцией обойдёмся». Слабостью Моцарта был и бильярд. В расцвете своей творческой деятельности композитор получал за один концерт по 500 гульденов, композитор спускал все эти деньги на игру. Видимо в бильярде Моцарт не был удачлив.

Ко времени жизни в Вене относится начало многолетней искренней дружбы Моцарта и Й. Гайдна. На квартетном вечере у Моцарта в присутствии Леопольда, Гайдн, обратившись к отцу, сказал: «Ваш сын – величайший композитор из всех, кого я знаю лично или о ком слышал». Гайдн и Моцарт оказали значительное влияние друг на друга.

Пражские каникулы. «Женитьба Фигаро» и «Дон Жуан».

С помощью разных хитростей Моцарт и либреттист да Понте сумели получить необходимое дозволение цензуры, и 1 мая 1786 «Свадьба Фигаро» (Le nozze di Figaro) была впервые показана в «Бургтеатре». Хотя позже эта моцартовская опера имела огромный успех, при первой постановке она была вскоре вытеснена новой оперой В. Мартина-и-Солера «Редкая вещь» (Una cosa rara). Между тем в Праге «Женитьба Фигаро» завоевала исключительную популярность, мелодии из оперы звучали на улицах, под арии из нее танцевали в бальных залах и в кофейнях. Моцарт был приглашен дирижировать несколькими спектаклями. В январе 1787 он и Констанца провели около месяца в Праге, и это было самое счастливое время в жизни великого композитора. Директор оперной труппы Бондини заказал ему новую оперу. Можно предполагать, что Моцарт сам выбрал сюжет – старинную легенду о Дон Жуане; либретто должен был подготовить не кто иной как да Понте. Опера Don Giovanni была впервые показана в Праге 29 октября 1787.

1787 год.

В мае 1787 скончался отец композитора, что стало ударом для Вольфганга. В конце 1787 Моцарта начали преследовать неудачи. Постановка Дон Жуана в Вене, в мае 1788 закончилась провалом, на приеме после спектакля оперу защищал один Гайдн.

Моцарт получил должность придворного композитора и капельмейстера императора Иосифа II, но со сравнительно небольшим для этой должности жалованьем (800 гульденов в год). Император мало что понимал в музыке как Гайдна, так и Моцарта. О сочинениях Моцарта он высказался, что они «не во вкусе венцев». Чтобы продолжать жить на определенном уровне, Моцарту пришлось одолжить деньги у Михаэля Пухберга, своего собрата по масонской ложе.

В апреле-июне Моцарт предпринимает концертную поездку в Берлин, где надеялся найти себе место при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма II любителя музыки. Результатом стали лишь новые долги, да еще заказ на шесть струнных квартетов для его величества, который был приличным виолончелистом-любителем, и на шесть клавирных сонат для принцессы Вильгельмины.

В 1789 пошатнулось здоровье Констанцы, потом самого Вольфганга, и материальное положение семьи стало просто угрожающим.

В феврале 1790 умер Иосиф II, и Моцарт не был уверен, что сможет сохранить свой пост придворного композитора при новом императоре. Торжества коронации императора Леопольда проходили во Франкфурте осенью 1790, Моцарт отправился туда за собственный счет, надеясь привлечь внимание публики. Исполнение «Коронационного» клавирного концерта» 15 октября, денег не принесло.

В 1791 Э. Шиканедер, писатель, актер и импресарио, давний знакомый Моцарта, заказал ему новую оперу на немецком языке для своего «Фрайхаустеатра» в венском предместье Виден, и весной Моцарт начал работать над «Волшебной флейтой» (Die Zauberflte). Тогда же он получил из Праги заказ на коронационную оперу – «Милосердие Тита» (La clemenza di Tito), для которой ученик Моцарта Ф. К. Зюссмайер помог написать некоторые разговорные речитативы (secco).

Вместе с учеником и Констанцей Моцарт в августе отправился в Прагу для подготовки спектакля, который прошел без особого успеха 6 сентября (позже эта опера пользовалась огромной популярностью). Затем Моцарт спешно уехал в Вену, чтобы завершить Волшебную флейту. Опера была исполнена 30 сентября, и тогда же он закончил свое последнее инструментальное сочинение – концерт для кларнета с оркестром ля мажор (К. 622).

К этому времени, относится встреча Вольфганга Моцарта и графа Андрея Разумовского, назначенного послом в Вену в 1790. Андрей Разумовский писал в письме к князю Потёмкину: «В Европе нет ни одного композитора, равного Моцарту». Впечатлённый оперой «Волшебная флейта», Разумовский даже начал от своего имени вести с Моцартом переговоры о должности придворного капельмейстера. Предполагалось купить под Екатеринославом (Днепропетровск) имение, доходы с которого поступали бы музыканту. Если бы всё сложилось так, то сейчас мы могли бы говорить: «Моцарт — русский композитор немецкого происхождения». К сожалению, Потёмкин не ответил на эту просьбу.

Моцарт был уже болен, когда при таинственных обстоятельствах к нему явился незнакомец и заказал реквием. Это был управляющий графа Вальзегг-Штуппаха. Граф заказал сочинение в память умершей жены, намереваясь исполнить его под своим именем. Моцарт, уверенный, что сочиняет реквием для себя, лихорадочно работал над партитурой, пока силы не оставили его. 15 ноября 1791 он закончил Маленькую масонскую кантату. Констанца в это время лечилась в Бадене и вернулась домой 20 ноября.

Через несколько дней после её возвращения Моцарт слег, а вскоре почувствовал такую слабость, что принял причастие. В ночь с 4 на 5 декабря он впал в бредовое состояние и в полусознательном состоянии воображал себя играющим на литаврах в Dies irae из собственного незаконченного реквиема. Был почти час ночи, когда он отвернулся к стене и перестал дышать.

Он умер в 35 лет. Похороны проводились по законам Австро-Венгерской империи, по третьему разряду для бюргеров среднего достатка, которые были недостойны иметь надгробие на могиле. Вследствие чрезвычайной дороговизны земли, третий разряд означал похороны в общей могиле — 8 гульденов 56 крейцеров плюс 3 гульдена за катафалк.

В 1809 году Констанция вышла в Братиславе замуж за датского дипломата Георга Николауса Ниссена, с которым год спустя уехала в Копенгаген. В августе 1824 года пара переехала в Зальцбург, где Констанция вместе с мужем начала работу над биографией Моцарта. Ниссен умер в 1826 году, биография была издана Констанцией спустя два года. Исследователи жизни и творчества Моцарта относятся к этой биографии крайне осторожно: Констанция имела склонность вымарывать из писем Моцарта неприятные ей места, и в биографии, как пишет Альфред Эйнштейн, не обошлось без «умолчаний, утаиваний и даже фальсификации». Именно Констанции принадлежат некоторые неправдоподобные анекдоты из жизни Моцарта, послужившие материалом для его ранних биографий.

Посмертная слава.

Если при жизни Моцарта его творческая мощь осознавалась лишь сравнительно небольшим числом слушателей, то уже в первое десятилетие после кончины композитора признание его гения распространилось по всей Европе. Этому способствовал успех, который имела у широкой аудитории «Волшебная флейта». Немецкий издатель Андре приобрел права на большую часть неизданных сочинений Моцарта, включая его замечательные фортепианные концерты и все поздние симфонии (ни одна из них не была напечатана при жизни композитора).

Книги из фонданаучной библиотеки:

Шифр издания:

78

Б 30

И.-С. Бах. Моцарт. Шопен. Шуман. Вагнер : биографические повествования / Сост., общая ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева. — Челябинск : Урал, 1995. — 460 с. : ил. — (ЖЗЛ: Жизнь замечательных людей, Биографическая библиотека Флорентия Павленкова ; Вып. 7). — Содерж.: И.-С.Бах /С.А.Базунов. Моцарт /М.А.Давыдова. Шопен /Л.К.Давыдова. Шуман /М.А.Давыдова. Вагнер /С.А.Базунов.

Имеется в отделах: НАБ, ОЧЗ

Шифр издания:

78

М 862

В. А. Моцарт : сборник : пер. с нем. — Москва : Музыка, 1991. — 280 с., 16 л. ил. : ил. — Содерж.: Хроника последних лет жизни и смерть / Й. Дальхо, Г. Дуда, Д. Кернер. Так был ли он убит? / В. Риттер. — Примеч. в сносках. — Генеалогическ. древо В.-А. Моцарта: с. 261. — Хронолог. таблица: с. 262-266. — Библиогр.: с. 267-279. — Содерж.: О тайне гибели Моцарта: Хроника последних лет жизни и смерть: Моцарт как пациент; Смертельная болезнь Моцарта; Документация убийства; Посмертная маска Моцарта; Моцарт и венские ложи; «Волшебная флейта»; Реквием-миф; Правда и ложь в сегодняшнем моцартоведении; Финал; События жизни 1791 года; Так был ли он убит? Психографический этюд: Становление: Женитьба; Констанца; Совместная жизнь; К классификации портретов; Моцарт; Сальери; Зюсмайр; Моцарт и масонство; Заговор; Действие развивается; Его смерть; Разграничение диагнозов смертельной болезни; Вещественное доказательство; Уничтожение следов; Наступление; Атака; Аргументация; Итог.

Имеется в отделах: НАБ, Учебная библиотека АКФ

Шифр издания:

78

Б 879

Брион, Марсель. Моцарт : пер. с фр. / М. Брион. — Москва : Мол. гвардия, 2004. — 340 с., 24 л. ил. — (ЖЗЛ: Жизнь замечательных людей ; 1013 (813)). — Основ. даты жизни и творчества: с. 336-337. — Библиогр.: с. 338-339.
Имеется в отделах: НАБ
Шифр издания:
78
Э 334
Эйнштейн, Альфред (музыковед). Моцарт : Личность. Творчество : пер. с нем. / А. Эйнштейн. — Москва : Музыка, 1977. — 453 с., 1 л. порт. : ил. — На авантит. портр. В. А. Моцарта. — Указ. произв. (по Кёхелю): с. 433-444. — Указ. имен: с. 445-452.
Имеется в отделах: НАБ