575 лет со дня рождения Низамаддина Мир Алишера Навои (1441–1501), узбекского ученого, писателя, художника, государственного деятеля.

Алишер Навои. Миниатюра гератской школы. XVI век.  Портрет Хусейна Байкара кисти Камалиддина Бекзада. 1490е гг.
Алишер Навои. Миниатюра гератской школы. XVI век. Справа: Портрет Хусейна Байкара. Камалиддин Бекзада. 1490. 

 

Навои в конце своей жизни писал: «Первый стих, который я выучил, было вот это двустишие:

 

«Мы — гуляки и влюбленные, предающие огню весь мир, и беззаботные —

Перед блаженством скорби,  но тебе нам нет дела до раздумий о мире!»

Мир Касым Анвар

В то время мне было около трех или четырех лет. Когда досточтимые люди предлагали мне прочесть их, многие удивлялись моему чтению».

Вспоминая свое отношение к крайне сложной философской поэме великого Ф. Аттара, Навои сообщает следующий не менее интересный факт: «В мои детские годы, в школе… я был любознателен и всей душой стремился выучить «Речь птиц»… Мое наивное сердце расцветало от слов этой книги. Все мое существо было наполнено ими… Моя любовь к этой книге так усилилась, что это порвало мою связь с людьми… Я возненавидел обычные слова, употребляемые людьми в разговоре, и сам себе сказал: убегу в уединение от плохих людей…Родители испугались… Лишили меня возможности читать… Прошло некоторое время, и они начали терять надежду, так как слова той книги оставались у меня в памяти. Я все время повторял их про себя».

Навои писал под двумя псевдонимами. Под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском (староузбекском) языке.  Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси.

Известно, что он был уроженцем Герата (Герат — город на северо-западе Афганистана в долине реки Герируд. Центр провинции Герат. В древности — важный центр караванной торговли на Великом шёлковом пути. В империи Александра Македонского носил название Александрия Ариана), где в 1441 г. появился на свет в семье Гиясаддина Кичкине, занимавшего чиновнический пост в государстве Тимуридов. Дом отца Навои служил местом встреч людей, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, философии. Среди их родственников было немало творческих людей. Так, Мухаммад Али, приходившийся Навои дядей, получил известность как каллиграф и музыкант, Абу Саид, тоже дядя, спешно занимался поэзией.

Сам Навои стал известным поэтом уже в 15-летнем возрасте. Его произведения были написаны на фарси и на чагатайском. Ему довелось учиться в трех медресе, находившихся в Герате, Мешхеде и Самарканде. Одним из учителей Навои был человек, который впоследствии стал его соратником и другом – Джами. Судьба свела его и с Хусейном Байкарой, будущим повелителем Хорасана; они вместе учились в Герате. С младых ногтей Алишера Навои воспитывали бок о бок с детьми знатных семей. Его дружеские отношения с наследником престола, завязавшиеся в детские годы, были пронесены и через всю жизнь.

На протяжении 1456-1469 гг. Навои проживал в Самарканде, где проходил обучение в медресе. Когда к власти пришел его друг детства Хусейн, Навои возвратился на родину. В 1469 г. он становится при нем хранителем печати (эта была официальная должность), а в 1472 г. — визирем, получает титул эмира. Находясь на этом посту, Навои многое сделал для того, чтобы в Герате появились новые общежития, медресе, больницы, мосты и дороги. Так, он сам руководил строительством на канале Инджил библиотеки, ханаки (суфийская обитель) и больницы.

Навои, как честный человек нажил себе немало врагов при дворе, но тем не менее после ухода в отставку в 1476 г. он остался в числе приближенных к султану. Друг детства по-прежнему доверял ему различные важные вопросы.

В 1487 г. поэт был направлен в далекую провинцию Астрабад (Сев.-Вост. Иран, юго-восточный прикаспий), которой ему предстояло управлять. Это была почетная ссылка, куда Навои отправился стараниями противников, сумевших добиться охлаждения его отношений с султаном. Видя, что не оправдываются надежды на восстановление единства раздираемого междоусобицами государства, на перемены в политической ситуации, Навои принимает решение уйти со службы и посвятить себя творчеству. Так он и сделал, вернувшись в 1488 г. в родной Герат. У себя на родине великий поэт и скончался в 1501 г.

Навои оставил после себя богатое наследие. Пиком его творческой биографии стало написание т.н. «Пятерицы», которая являлась для восточных поэтов традицией. На протяжении 1483-1485 гг. он написал поэмы «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Искандерова стена», «Семь планет», сочиненных в продолжение традиций творчества Низами.

Краткая биография — НАВОИ НИЗАМАДЦИН МИР АЛИШЕР (1441-1501) [Электронный ресурс]. —  URL;http://www.wisdoms.ru/avt/b164.html. — 2013.

«Смеясь, как утро ты на всех глядишь, Кружась, как солнце ты для всех горишь

Как солнце сыплет горсти серебра, Ты солнцем льёшь для всех лучи добра

И те, кому добро несёшь любя, Всю жизнь молиться будут на тебя»

Из Смятения праведных. Алишер Навои

«Сверкнула в темноте ночной краса ее чела — свеча,
И словно солнце вдруг взошло — светлее звезд была свеча!

Ей голову сжигает страсть, а ноги держит медь оков, —
Не потому ли от безумств себя уберегла свеча?

И каждой ночью до зари она, рыдая, жжет себя —
Печальным другом стала мне в юдоли бед и зла свеча.

Не говори, что пламя — бич: к моей бессоннице добра,
Своим дрожащим языком мне сказок наплела свеча.

Желая в сердце мотылька побеги нежности взрастить,
В него роняет влагу слез и зерна без числа свеча.

Не для того ль, чтоб погубить пожаром страсти мотылька,
Ему лукаво подмигнув, свой лик-огонь зажгла свеча?

Та луноликая меня не допустила в свой шатер, —
Не так ли дразнит мотылька огнем из-за стекла свеча?

А может быть, из-за любви она сгорает и сама,
И опаляет мотылька, чтоб он сгорел дотла, свеча?

Пусть, Навои, светильник твой задует вздохи мук твоих,
Блеснул тот лик — твой ветхий дом сияньем залила свеча!»

                                                                                                   Алишер Навои

Книги из фонда научной библиотеки:

Шифр издания:

С(Узб)

Н 154

Навои, Алишер. Поэмы : пер. со староузб. / А. Навои ; Авт. предислов. В. Захидов. — Москва : Худож. лит., 1972. — 815 с., 12 л. ил. : ил. — (БВЛ: Библиотека всемирной литературы, Литература Древнего Востока, Античного мира, Средних веков, Возрождения XVII и XVIII веков : серия первая ; Т. 26). — Примеч.: с. 795-808. — На фронтисписе портр. авт. — Пояснит. сл.: с. 809-814. — Содерж.: Смятение праведных; Фархад и Ширин; Лейли и Меджнун; Семь планет; Стена Искандара.
Абонемент художественной литературы, ауд 311, к. А.
Реклама