7689jpg130 лет назад, 29 января 1886 года Карл Бенц подал заявку на патент «газоиспользующего автомобиля».

Этот день считается днем рождения механических транспортных средств. Позже в том же году, независимо от К. Бенц, Готлиб Даймлер построил свой «моторизованный экипаж».

Первую, пробную модель Карл Бенц создал еще в 1885 году. Машина с бензиновым двигателем в то время была уникальной, так как многие использовали спирт вместо бензина. За основу двигателя была взята конструкция, разработанная немецким инженером Николаусом Отто

Двигатель Бенца, составлял 0,9 л.с., при 400 об/мин, хотя в патенте на изобретение указаны 2/3 лошадиные силы при 250 об/мин. Масса двигателя – около ста килограммов, в то время как сама мотоколяска весила 250 килограммов. Охлаждение мотора было водяным. Источником питания служила батарея, ток от которой подавался на индукционную катушку, повышающую напряжение до необходимой величины. Для получения горючей смеси Карл Бенц использовал карбюратор. В 1879 году были проведены первые испытания рабочей версии двигателя.

Шток цилиндра раскручивал короткий вертикальный коленвал, снизу заканчивающийся большим горизонтально расположенным маховиком, а сверху – зубчатой парой, передающей крутящий момент под углом 90 градусов барабану ременной передачи. Ремень вращал ось, на которую с обоих концов были насажены ведущие звездочки главной, цепной передачи на колеса. Маховик соединялся с коленвалом конической передачей и использовался для создания равномерного вращения и для запуска мотора. Автомобиль имел раму, спаянную из металлических трубок. Максимальная скорость первого автомобиля Бенца составляла 16 километров в час.

70821jpg_smallК 1888 году было построено еще две машины, модернизированных по сравнению с первой – переднее колесо было подвешено на рессоре, двигатель закрыт кожухом, для ездоков установили складной тент (очаровательный получился кабриолет). Этот самый кабриолет получил Большую золотую медаль мюнхенской промышленной выставки. Тем не менее, несмотря на столь высокую оценку, «самобеглую коляску» Бенца, обыватели оценивали ее большей частью как технический курьез.

Ситуацию спасла жена изобретателя Берта Бенц. Она понимала, что необходимо объяснить людям – желательно наглядно – для чего может пригодиться подобный механизм и чем он лучше «крестьянской лошадки».

И вот в один прекрасный день (4 августа 1888 года), не известив мужа ни одним словом, фрау Берта взяла двоих сыновей, и отправилась навестить свою матушку в Пфорцгейм, находившийся от Мангейма в 106 км. Они втроем потихоньку вывели машину из ворот, прокатили по улице подальше от дома – чтобы Карл Бенц не услышал звук работающего двигателя. За руль сел Ойген, которому в то время было уже 15 лет. Берта и младший Рихард были пассажирами.

За день автомобилисты преодолели в общей сложности 106 км. По пути они несколько раз покупали бензин в аптеках как лигроин, он продавался там как чистящее средство и средство от кожных болезней.

Берта Бенц
Берта Бенц

Во время поездки путешественников ждали трудности, но Берта находила выход из них. Сначала подвели тормоза – задымились кожаные накладки, да еще и на спуске, то есть, при максимальной скорости! И перед поворотом! Мальчики испугались, а Берта Бенц не растерялась. Поднабравшись от мужа разнообразных знаний, дочь плотника и жена автоконструктора скомандовала: «Наклониться в сторону поворота!» – и опасный момент был преодолен. Новые кожаные тормозные накладки приобрели в ближайшей деревне у сапожника.

После проезда Брухзаля лопнула цепь, которую помог починить местный кузнец. Берта – гениальный маркетолог! – не тратила зря ни одной секунды. Пока кузнец возился с цепью, она устроила собравшимся зевакам обзорную экскурсию вокруг машины, каждым словом подчеркивая достоинства чуда техники. Женщины завистливо поджимали губы и прикидывали, как бы они сами воспользовались такой «самобеглой коляской» (и лошадь запрягать не нужно!).

 На одном из участков их встретил подъём. Автомобиль с пассажирами был не в состоянии самостоятельно его преодолеть — Берте пришлось посадить одного из сыновей за руль и с другим сыном толкать автомобиль. Позднее она посоветовала мужу установить коробку передач. Пробитую изоляцию для электрического провода зажигания она заменила на чулочную подвязку, а пробку в топливной трубке прочистила шпилькой от шляпы.

Финалом пути была телеграмма мужу: «Мы приехали к бабушке в Пфарцхайм». Берта умолчала, что обе цепи задних колес растянулись. Лишь утром была отправлена телеграмма с просьбой прислать новые цепи.

Об этом дальнем автопробеге узнала вся Германия. А пресса обратила серьезное внимание не только на путешествие, но и на сам автомобиль Карла Бенца. С этого времени и начался его путь к славе и успеху.

Впоследствии на автомобиль установили фонари для поездок ночью, добавили вторую передачу, подняли степень сжатия и увеличили количество оборотов. Со временем мощность двигателя у автомобилей Бенца возросла с 0,75 до 2,5 л. с. Такой мощности было достаточно для езды с максимальной скоростью 19 км/ч, что позволило изобретателю в 1890 году перейти к промышленному (в современном понимании этого слова) производству своего автомобиля.

Всего за время производства с 1886 по 1893 год было создано 25 автомобилей Benz Patent-Motorwagen.

Автомобили Бенца стали продаваться, финансовые дела пошли в гору, а изобретатель начал работать над новыми моделями. В 1893 году был создан первый четырёхколёсный автомобиль. К концу 1899 года вышел уже 2000-й автомобиль, а производственные показатели достигли 572 моделей в год.

Источник:

Евгений Кочнев. Легендарные автомобили 1870—1918. — 2-е изд. — М.: Яуза, Эксмо, Коллекция, 2010. — С. 16—17. — 160 с.

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-15239/

Реклама