В 1891 году редактор-издатель «Одесского листка» В. В. Навроцкий привёз в Одессу первый в России автомобиль с двигателем внутреннего сгорания — марки «Панар-Левассор». В Санкт-Петербурге первый автомобиль («Motor-Wagen») появился у архитектора А. К. Жиргалева в 1895 году. И в конце этого же года для своих нужд автомобиль был приобретён Ковенским округом путей сообщения, а в следующем году — Киевский и Виленский округа путей сообщения; 11 сентября 1896 года были утверждены «Правила о порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах».

В этом же, 1896 году, на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде Е. А. Яковлев и П. А. Фрезе продемонстрировали первый построенный в России автомобиль. Двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса фабрикой Фрезе. «Журнал новейших открытий и изобретений» в 1896 году отметил ряд существенных улучшений в конструкции ходовой части, трансмиссии и кузова автомобиля по сравнению с машинами других фирм. Чертежей не сохранилось, и параметры автомобиля восстанавливали по имеющимся фотографиям и описаниям.

Сейчас уже невозможно установить, сколько автомобилей было изготовлено. Однако одно можно сказать точно, конструкция Яковлева-Фрезе была создана именно как серийный коммерческий автомобиль. В 1898 году Е. А. Яковлев умер.

ПАРАМЕТРЫ АВТОМОБИЛЯ Е. А. Яковлева и П. А. Фрезе.

  • Запас бензина позволял двигаться 10 часов.
  • Радиаторами служили две латунные ёмкости, расположенные сзади вдоль бортов.
  • Использовался простейший карбюратор испарительного типа.
  • Коробка передач аналогична бенцевской, однако кожаные ремни были заменены на более надёжные из многослойной прорезиненной ткани.
  • Имелось две передачи: вперёд и режим холостого хода.
  • Тормозов было два. Основной ножной действовал на ведущий вал коробки передач. Другой, ручной, прижимал резиновые бруски к шинам задних колёс.
  • Колёса деревянные, задние больше передних, с цельными резиновыми шинами.
  • Внешне вся конструкция очень напоминала пролётку.

В 1901 г. на фабрике Фрезе был сконструирован и выпущен первый русский грузовой автомобиль. В следующем году грузовики Фрезе пошли в серию, также был выпущен омнибус, а в 1904 г. построена первая в России пожарная машина. Фрезе выпускал автомобили скорой помощи, автомобили для перевозки денег, был разработан и выпущен первый в мире автопоезд. В 1910 г. Фрезе продал завод  Русско-Балтийскому заводу.

Руссо-Балт.

В 1908 г. главный владелец завода М.В. Шидловский предложил совету правления предприятия организовать производство автомобилей. Предложение вскоре было принято. Причин тому было две – в России рос спрос на автомобили со стороны как частных лиц, так и компаний. Автомобилями также серьезно заинтересовалось военное ведомство, которое увидело в новой технике хорошее средство повышения мобильности армии. Конструкторам автомобиля были инженеры Ж. Поттера, И. Фрязиновский и Д. Бондарев. Вскоре завод выпускал три модели автомобилей К-12, С-24 и Е-15. Наиболее массовой была С-24, большая шестиместная модель с мощным двигателем позволявшим развивать скорость до 70 км в час. Объем двигателя составлял 4,5 л а мощность 40 л.с. Кузов в соответствии с требованиями того времени состоял из открытого водительского места и закрытого салона. Более дешевая модель К-12 имела четырехместный кузов и двухлитровый двигатель мощность 20 л.с. два С-24 оказались в императорском гараже, среди роскошных иностранных марок «Делоне-Бельвилль», «Роллс-Ройс» и «Мерседес». Автомобилем также пользовались промышленник Путилов и редактор первого русского автомобильного журнала А. Нагель, который принял участие и в создании «Руссо-Балта» проведя в своем журнале первое в России маркетинговое исследование спроса на автомобиль отечественного производства. Полученные в ходе опроса данные были тщательно учтены конструкторами Русско-Балтийского завода, что тоже стало одной из слагаемых успеха новой автомобильной марки.

Всего за период 1909-1918 гг. было выпущено более 600 «Руссо-Балтов».

В советское время был создан миф о промышленной отсталости Российской империи, и одним из составляющих этого мифа стало заявление Сталина в 1934 г.: «У нас не было автомобильной промышленности, у нас она есть теперь». В соответствии с указаниями партии необходимо было преуменьшить роль Русско-Балтийского завода, поэтому в советской литературе по истории автомобиля было принято писать о вторичности «Руссо-Балта» по отношению к конструкторским разработкам заграничных фирм, о сборке автомобиля из иностранных деталей.

Но это совершенно не соответствует фактам. И двигатель, и подвеска, и кузов были русской разработки и выпускались силами Русско-Балтийского завода и его партнеров. Когда военное ведомство в конце 1910 г. проводило специальную проверку Русско-Балтийского завода, который должен был получить большой заказ на поставку автомобилей в армию, то выяснилось, что только шины, масляный манометр и шариковые подшипники покупались на стороне. Так в Российской империи заботились о развитии отечественного производства и стремились к тому, чтобы производители техники для армии максимально обеспечивали себя компонентами, производимыми в России.

Руссо-Балт С24 30 Торпедо 1910–12
Руссо-Балт С24/30 Торпедо 1910–12

Очень высоко оценивали специалисты технический уровень «Руссо-Балтов». С-24 был первым в мире автомобилем, который использовал алюминиевые поршни в двигателе. Также из алюминия делались картеры двигателей и коробки передач, ступицы колес, коробка передач, задний мост. Такое использование легкого металла было русским новшеством, опередившим время на десятилетия. Другие достижения завода – использование единого блока цилиндров двигателя, широкое использование шарикоподшипников, трехрессорная подвеска — были самыми передовыми инженерными решениями того времени.

Русская армия стала одним из покупателей «Руссо-Балтов», убедившись в надежности этой марки. В 1912 г. в проводимом Военным министерством пробеге участвовали 40 иностранных машин и 4 «Руссо-Балта». По отчетам после пробега оказалось, что надежность русского автомобиля превзошла иностранных конкурентов. У «Руссо-Балта» была наилучшая проходимость, ведь клиренс в 320 мм позволял передвигаться по бездорожью.

А. Нагель, один из энтузиастов русского автопрома, за четыре года с 1910 по 1914-й проехал на своем «Руссо-Балте» 80 тысяч километров без поломок и капитального ремонта. Многие ли современные автомобили могут похвастаться таким достижением?

В 1913 г. на IV международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге всеобщее внимание вызвал стенд Русско-Балтийского завода, на котором демонстрировалось шесть машин, часть из которых была в специальных кузовах и особой комплектации. Была представлена спортивная двухместная версия модели К-12. Модель С-24, сделанная специально для русской армии, была покрашена в защитный цвет, имела зеркало заднего вида, что было новинкой для того времени, выдвижной столик для топографических карт, фонарик, компас, угломер. Показана были пожарная машина и полугусеничный вариант «Руссо-Балта», а на улице экспонировался тяжелый грузовик с 56-сильным мотором грузоподъемностью целых 4 тонны (напомним, что советская автомобильная промышленность смогла выпускать машины такой грузоподъемности только в 1947 г.).

Наследниками Русско-Балтийского завода стали такие предприятия, как государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева, который был основан в 1916 г. как «Второй автомобильный завод «Руссо-Балт» после эвакуации из Риги (к городу приблизились немецкие войска), части оборудования основного завода. В 1918 г. завод был перепрофилирован в «Первый Государственный бронетанковый завод» выпустивший по имеющимся чертежам и из сохранившихся комплектующих пять автомобилей «Руссо-Балт» в 1922 г. Первую машину торжественно вручили Калинину, вторую подарили Ленину, третью Троцкому, а четвертая и пятая остались на заводе. Это были последние машины знаменитой марки. В 1923 г. завод был передан в концессию фирме «Юнкерс» для создания цельнометаллических самолетов и двигателей. Русско-Балтийский завод в Риге перестал существовать, на его территории размещались молочный комбинат, текстильная фабрика и завод по ремонту артиллерийских тягачей.

Конец истории «Руссо-Балта» был печален. Весной 1918 г. последний автомобиль С-24 был передан армии. С началом революции, гражданской войны и разрухи производство в Риге было утрачено, перенесенный в подмосковные Фили завод после революции прекратил выпуск автомобилей и был перепрофилирован на военное производство. Генеральный конструктор Русско-Балтийского завода немец Э. Валентин, сменивший в 1912 г. Ж. Поттера, после начала Первой мировой войны уехал на родину.

Директор завода М. Шидловский был в 1917 г. расстрелян красногвардейцами. Еще один конструктор Д. Бондарев в 1917 г. пострадал от произвола рабочих, которые выволокли его из кабинета и увезли с завода на тачке, сбросив в грязную лужу. Затем он работал директором завода в Ростове-на-Дону, в 1937 г. был расстрелян.

До нашего времени дошли всего два «Руссо-Балта». Один находится в коллекции Политехнического музея в Москве. Это экземпляр модели К-12 и пожарный автомобиль.

Первые российские автомобильные гонки.

Значительными событиями для развития автомобилизма в России в 1898 году стали: открытие в Санкт-Петербурге магазина по продаже самодвигателей фирмы «Клеман-Гладиатор-Фебус», начало производства на велосипедном заводе А. Лейтнера в Риге мотоциклов (через некоторое время здесь стали собираться автомобили под маркой «Россия» из привозных узлов и агрегатов) и, состоявшаяся первая в России «Зимняя гонка моторов». 1899 год был отмечен появлением автомобиля в Москве; в июне состоялась первая гонка «Москва — Санкт-Петербург», а 15 августа — стовёрстная гонка на приз журнала «Самокат» по маршруту Лигово-Гатчина-Красное Село-Стрельна-Волхонка-Лигово (2 круга). 20 марта 1900 года был утверждён устав Московского клуба автомобилистов (позже он был переименован в «Первый русский автомобильный клуб в Москве»).

В 1894 году фирма «Бенц», ставшаяся к тому времени крупнейшим производителем самоходных экипажей в мире, экспортировала первый автомобиль в Россию. Машина попала в Москву. С 1895 года несколько «Бенцев» уже ездили по Санкт-Петербургу и другим городам Империи. Все эти автомобили находились в частном владении.

П.H. Беляев (в середине с транспорантом в руке) в составе жюри гонки

П.H. Беляев (в середине с транспорантом в руке) в составе жюри гонки

11 октября 1898 года на Волхонском шоссе под Санкт-Петербургом состоялась первая в России «гонка моторов», в которой участвовали шесть лёгких французских трициклов «Клеман» (Clement) и один немецкий автомобиль «Бенц» (Benz), который выступал вне конкурса. Победу одержал Павел Николаевич Беляев на трицикле «Клеман» с двигателем «Де Дион-Бутон» (De Dion-Bouton), пройдя дистанцию в 39 вёрст по заснеженной скользкой дороге за 1 час 33 минуты и 36 секунд со средней скоростью около 27,3 км/час, что для того времени было очень высоким результатом.

В последующие годы автомобильные соревнования в окрестностях Петербурга, а позже и в окрестностях Москвы стали проводиться регулярно. В 1899–1901 годах были проведены три автомобильные гонки на длинную дистанцию по маршруту Москва – Санкт-Петербург. Впрочем, количество автомобилей в России в то время исчислялось ещё десятками, соответственно число участников первых состязаний было невелико. Однако заслуживает внимания тот факт, что победителем гонки 1901 года стали француз Луи Мази и наш соотечественник Вадим Михайлов, выступавшие на автомобиле отечественной сборки. Их машина «Старлей-Психо» была изготовлена петербургской фабрикой «Старлей» и оснащена французским двигателем «Астер» (Aster). Последняя гонка на Волхонском шоссе под Петербургом была проведена в 1905 году.

  В мае 1907 года в Петербурге была проведена I Международная автомобильная выставка. По этому случаю Российское автомобильное общество организовало автомобильные гонки Москва – Санкт-Петербург. На следующий год, во время проведения II Международной автомобильной выставки в Москве Российское автомобильное общество вновь организовало международные гонки. На сей раз старт был дан в Петербурге, а финишировали участники в Москве.

       Летом 1909 года произошло знаменательное событие – главное соревнование спортивного сезона, международное дорожное испытание автомобилей по маршруту Санкт-Петербург – Псков – Рига – Санкт-Петербург протяжённостью 1 100 вёрст. Соревнования были организованы Санкт-Петербургским автомобиль-клубом совместно с Российским автомобильным обществом при поддержке Военного министерства и Министерства путей сообщений. Этот пробег по праву претендует на звание первого русского «ралли». «Дорожный конкурс» 1909 года, прежде всего, знаменателен тем, что это был первый в России многодневный автопробег, проходивший в несколько этапов, а также тем, что в нём впервые приняли участие автомобили полностью отечественного производства – «Лесснер» и «Руссо-Балт».

Источник:

Диунов, М. Легендарный «Руссо-Балт» [Электронный ресурс].- URL: http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/legendarnyj_russo-balt_2010-06-09.htm. — 2010.

 Кирилец, С.   Автобильная история России [Электронный ресурс].- URL: http://sundry.wmsite.ru/avtomobilnye-istorii. -2010.

Российскому автомобилю 125 лет

С 1 марта в Учебной библиотеке АДФ, ХТФ, ФПММ (ул. Профессора Поздеева, 11, ауд. 301) открыта выставка-просмотр«Российскому автомобилю 125 лет».

Представлены книги по истории автомобилестроения, книги ВАЗ, ГАЗ, МАЗ, и других марок, которые выпускались и выпускаются отечественным автопромом.

Реклама