История отечественного киноискусства хранит множество уникальных и интересных событий. Легендарные режиссеры и их фильмы, престижные награды, любимые миллионами зрителей актеры и их незабываемые образы — российскому кинематографу есть чем гордиться.

Первым русским фильмом стала экранизация небольшого отрывка исторической былины Василия Гончарова. Фильм вышел под названием «Стенька Разин» или «Понизовая вольница».

ссмм15 октября 1908 года в московском театре «Аквариум» Путинцева, а также в Летнем театре состоялась премьера «синематографической пиесы» «Стенька Разин», то есть театрального спектакля с кинофрагментами — картинами (по «сценариусу» Василия Гончарова, он же автор «пиесы» «Понизовая вольница»). И почти одновременно, 28 октября в петербургском кинотеатре «Колизей» прошла премьера фильма «Стенька Разин», смонтированного А. Дранковым из этих кинофрагментов.

Сюжетом фильму послужил известный эпизод из похождений Степана Разина, когда он бросает свою возлюбленную в реку.

Александр Дранков Продюсером фильма стал Александр Дранков (18 января 1886, Феодосия — 3 января 1949, Сан-Франциско) — русский фотограф, кинооператор, продюсер, один из пионеров российского кинематографа. Александр Дранков колоритная фигура дореволюционного столичного бомонда. Именно он убедил автора театральной постановки создать сценарий и для киноверсии.

Съемки первого русского фильма начались летом 1908 года. «Историческая былина» состояла из шести немых картин, снятых на озере Разлив в популярном тогда жанре «фильм д’ар», — с ряженой массовкой, клееными бородами, подчеркнутой артикуляцией. Семиминутную ленту (224 метра) Ателье А. Дранкова продавало за 120 рублей, ее раскрашенная копия («вираж») стоила на четыре рубля дороже. Проекция сопровождалась музыкой, специально сочиненной композитором Михаилом Ипполитовым-Ивановым, фильм стал первым в русской истории, показ которого сопровождался оригинальным звуком.

Режиссером картины стал Владимир Федорович Ромашков (1862-1939). Актер Народного дома в Петербурге, у которого к тому времени уже был опыт постановки пьес в столице и провинции. В. Ф. Ромашков после революции играл в Театре музыкальной комедии, а в 1937 году вступил во вспомогательный состав Ленинградского академического театра драмы имени Пушкина, где исполнял эпизодические роли. Скончался он 5 октября 1939 года в Ленинграде, вопреки более поздним слухам о том, что умер в блокаду. Главную роль исполнил Евгений Петров-Краевский. Стоит отметить, что всех персонажей в этой картине исполнили артисты Петербургского народного дома. Для каждого участника процесса пошили костюмы и изготовили бороды и усы.

По сюжету Разин эпично сбрасывает княжну, вместо актрисы главный герой поднял над своей головой манекен и кинул его в воду. Известно также, что на съемочную площадку пригласили 150 человек для массовки, что являлось рекордом для семиминутной ленты.

Критики дали высокие оценки фильму «Понизовая вольница». Они писали: «Вестник кинематографов» от 25 октября 1908 года сообщал: «Из новинок за прошлую неделю отметим картину «Стенька Разин». В техническом отношении она исполнена прекрасно. Видно, что г-н Дранков в совершенстве постиг дело фотографирования, жаль только, что лента коротка — сюжета хватило бы на несколько сот метров. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилия лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу».

Электротеатр «Колизей», в котором состоялась петербургская премьера первого русского игрового фильма, открылся на Кронверкском проспекте, 11, между Конным и Дункиным переулками, напротив Александровского парка. На пустопорожнем месте, принадлежавшем Вере Яковлевне Ратьковой-Рожновой, был возведен деревянный кинотеатр по проекту замечательного петербургского архитектора Якова Гевирца (1879-1942). К сожалению, театр просуществовал всего один сезон.

1 ноября 1908 года «Вестник кинематографов» отмечал: «Театр «Колизей» по-прежнему собирает много публики, а так как фойе не соответствует залу, то во время антрактов происходит совсем не желательная давка в швейцарской и у выходов. Вину за это следует отнести на строителей здания, так как «Колизей» занимает не случайное помещение, а специально построенный для него театр. Программа составлена довольно интересно, есть много хороших номеров, хотя есть и повторения».

Через год, в сентябре 1909 года, здесь уже работал новый цирк  И. Дукандера, получивший позднее название «Модерн» (построен по проекту гражданского инженера Н. Ф. Романченко), находился здесь и скетинг-ринк. В 1917-1918 годах в этом цирке проходили революционные митинги (выступал и Ленин), а в начале 1919 года деревянное здание пострадало от пожара и было разобрано на дрова. На этом месте в 1932 году возвели студенческое общежитие (архитектор Г. А. Симонов).

Список литературы:

Поздняков, А. Начало. «Стенька Разин» // Искусство кино. — 2008. — № 11. .

Реклама