Библиотечная деятельность Лейбница была гораздо шире, чем деятельность большинства других ученых, работавших библиотекарями. В целом ряде своих трудов он рассматривает книги и библиотеки как своего рода инструменты получения знаний. Библиотечный фонд, по его мнению, должен иметь интеллектуальную и научную ценность, энциклопедически охватывать все знания. Библиотека – одно из звеньев интегрированной системы знаний, включающей архивы, издательства, типографии, учебные заведения, учреждения науки и культуры.
     Лейбниц разработал целостную концепцию научной библиотеки. Один из элементов этой концепции – необходимость подготовки с полугодовой периодичностью аннотированных списков новых изданий. С этим предложением он обратился к австрийскому герцогу Леопольду I, но не получил поддержки.
     Вместо каталогов Франкфуртской и Лейпцигской книжных ярмарок, где указывались только автор и название книги, Лейбниц предложил готовить обзоры с биографиями писателей, анализом их творчества, анализом произведения и отрывками из него. Он считал, что правительство сможет с помощью таких обзоров получать информацию о циркулирующих в обществе идеях, а, следовательно, и контролировать их.
     Он предлагал создать сводный каталог всех библиотек страны. Предлагал создать особую библиотеку, в фондах которой были бы самые нужные для общества книги.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) – немецкий философ, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед, астролог. Родился в 1646 г. в Лейпциге. Отец Лейбница, известный юрист, умер, когда мальчику не исполнилось и семи лет. Мать, заботясь об образовании сына, отдала его в школу Николаи, считавшуюся в то время лучшей в Лейпциге. Готфрид целыми днями просиживал в отцовской библиотеке.
Пятнадцатилетним он поступил в Лейпцигский университет. Официально числясь на юридическом факультете, посещал также лекции философии, математике и по другим предметам. В 18 лет Лейбниц получил степень магистра словесности и философии, а в 20 защитил докторскую диссертацию «О запутанных делах». Затем он избрал карьеру придворного, отказавшись от предложенной ему должности профессора, однако продолжал активно заниматься наукой.
В 1667 году Лейбниц отправился в Майнц к курфюрсту, который пригласил ученого принять участие в составлении нового свода законов. В течение пяти лет Лейбниц занимал видное положение при майнцском дворе, а в 1672 г. выехал во Францию с дипломатической миссией, имея также желание познакомиться с исследованиями Ферма, Паскаля и Ньютона. В 1876 г. он принимает приглашение герцога Иоганна Фридриха и приезжает в Ганновер.
С 1676 г. до конца жизни Лейбниц – историограф и тайный советник юстиции при дворе ганноверских герцогов. Он исполнял здесь также должности астролога (в частности, составлял гороскопы) и библиотекаря Придворной библиотеки в Вольфенбюттеле (она являлась тогда самой большой в Европе и мире). Лейбниц руководил этой библиотекой с 1690 г. на протяжении 23 лет совмещая эту деятельность с руководством Придворной библиотекой в Ганновере. Именно здесь ему удалось воплотить многие свои библиотечные идеи.
Здесь же он встретил свою будущую возлюбленную, Софию Шарлотт, дочь ганноверской герцогини. Тогда ей было 12 лет, и она была его ученицей. Четыре года спустя девушка вышла замуж за бранденбургского принца Фридриха III, будущего короля Пруссии Фридриха I. О Лейбнице она сохраняла воспоминание как о дорогом, любимом учителе, между ними началась переписка, затем встречи. Основание Бранденбургского научного общества (позднее – Берлинская Академия наук) в Берлине в 1700 г. окончательно сблизило Лейбница с королевой. Лейбниц был назначен первым президентом Общества.
В 1697 г. Лейбниц впервые встретился с Петром I, предпринявшим путешествие в Голландию для изучения морского дела. Тогда Лейбниц набросал проект реформы образования и проект учреждения Петербургской академии наук. Осенью следующего года Петр прибыл в Карлсбад. Во время этого путешествия план Академии наук был выработан Лейбницем во всех подробностях.
Лейбниц стремился синтезировать всё рациональное в предшествующей философии и новейшее научное знание на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями которой были универсальность и строгость философских рассуждений. Его философская система – монадология – основана на представлении о физическом мире как чувственном выражении мира монад – первоэлементов истинного, умопостигаемого мира. Он развивал учение об относительности пространства, времени и движения, сформулировал закон «сохранения живых сил», явившийся первой формулировкой закона сохранения энергии.
Лейбниц предвосхитил принципы современной математической логики, был одним из создателей дифференциального и интегрального исчислений, двоичной системы счисления. Он сконструировал первую механическую счетную машину, способную производить сложение, вычитание, умножение и деление.
Идеи Лейбница в области астрометеорологии не утратили своего значения до наших дней; именно он впервые указал на связь между колебаниями в показаниях барометра и погодой.

Сочинения

После окончания школы Лейбниц продолжил образование в Лейпцигском (1661-66) и Йенском университете, где он провел один семестр в 1663, оказавшийся весьма полезным благодаря знакомству с идеями математика и философа Э. Вейгеля. В 1663 под руководством известного немецкого мыслителя Я. Томазия (отца К. Томазия)Лейбниц защитил тезисы работы «О принципе индивидуации» (выдержанной в духе номинализма и предвосхитившей некоторые идеи его зрелой философии), что принесло ему степень бакалавра. В 1666 в Лейпциге он пишет габилитационную работу по философии «О комбинаторном искусстве», в которой высказывается идея создания математической логики, а в начале 1667 года становится доктором права, представив диссертацию «О запутанных судебных случаях» в Альтдорфском университете. В 1671 Лейбниц публикует работу «Новая физическая гипотеза».В 1686 Лейбниц пишет работу «Рассуждение о метафизике», ставшую важным этапом его творчества, так как именно здесь он впервые достаточно полно и систематично изложил принципы своей философской системы. В 1705 он завершает работу над «Новыми опытами о человеческом разумении» (впервые опубликованы в 1765), уникальным комментарием к «Опыту о человеческом разумении» Дж. Локка, в 1710 издает «Опыты теодицеи», пишет «Монадологию» (1714), небольшой трактат, содержащий краткое изложение основ его метафизики. Важное значение для понимания поздней философии Лейбница имеет также его переписка с Н. Ремоном и особенно с ньютонианцем С. Кларком.

Естественнонаучные труды

Основной заслугой Лейбница в области математики является создание (вместе с И. Ньютоном) дифференциального и интегрального исчисления. Первые результаты он получил в 1675 под влиянием Х. Гюйгенса. Огромную роль сыграли труды таких непосредственных предшественников Лейбница как Б. Паскаль (характеристический треугольник), Р. Декарт, Дж. Валлис и Н. Меркатор. В систематических очерках дифференциального (опубл. 1684) и интегрального (опубл. 1686) дал определение дифференциала и интеграла, ввел знаки d и т, привел правила дифференцирования суммы, произведения, частного, любой постоянной степени, функции от функции (инвариантности 1-го дифференциала), правило поиска экстремумов и точек перегиба (с помощью 2-го дифференциала). Лейбниц показал взаимно-обратный характер дифференцирования и интегрирования. Наряду с Гюйгенсом и Я. И. Бернулли в работах 1686-96 (задачи о циклоиде, цепной линии, брахистохроне и др.) Лейбниц вплотную подошел к созданию вариационного исчисления. В 1695 он вывел формулу для многократного дифференцирования произведения, получившую его имя. В 1702-03 вывел правила дифференцирования важнейших трансцендентных функций, положившие начало интегрированию рациональных дробей. Именно Лейбницу принадлежат термины «дифференциал», «дифференциальное исчисление», «дифференциальное уравнение», «функция», «переменная», «постоянная», «координаты», «абсцисса», «алгебраические и трансцендентные кривые», «алгоритм». Лейбниц сделал немало открытий и в других областях математики: в комбинаторике, в алгебре (начала теории определителй), в геометрии (основы теории спорикосновения кривых), одновременно с Гюйгенсом разрабатывал теорию огибающих семейства кривых и др. лейбниц выдвинул теорию геометрических счислений.

В логике, развивая учение об анализе и синтезе, Лейбниц впервые сформулировал закон достаточного основания, дал современную формулировку закона тождества. В «Об искусстве комбинаторики» (1666) предвосхитил некторые моменты соверменной математической логики; он выдвинул идею о применении в логике математической символики и построении логических исчислений, поставил задачу логического обоснования математики. Лейбниць сыграл важную роль в истории создания электронно-вычислительных машин; он предложил использовать для целей вычислительной математики бинарную систему счисления, писал о возможности машинного моделирования функций человеческого мозга. Лейбницу принадлежит термин «модель».

В физике Лейбницу принадлежит первая формулировка закона сохранения энергии («живых сил»). «Живой силой» (кинетической энергией) он назвал установленную им в качестве количественной меры движения единицу — произведение массы тела на квадрат скорости (в противоположность Декарту, который считал мерой движения произведение массы тела на скорость; Лейбниц назвал формулировку Декарта «мертвой силой»). Лейбниц сформулировал «принцип наименьшего действия» (впоследствии названного принципом Мопертюи) — один из основополагающих вариационных принципов физики. Лейбницу принадлежит ряд открытий в специальных разделах физики: теории упругости, теории колебаний и др.

В языкознании Лейбницу принадлежит историческая теория происхождения языков, их генеалогическая классификация. Им в основном создан немецкий философский и научный лексикон.

Собранный материал в области палеонтологии Лейбниц обобщил в работе «Протогея» (1693), где высказал мысль об эволюции земли.

Влияние идей Лейбница

Лейбниц оказал многообразное влияние на современную науку и философию. Лейбниц является одним из основателей современной математической логики. Он внес серьезный вклад в важнейший раздел физики — динамику. Он был также пионером в геологии. Но особым успехом пользовались его метафизические теории. В начале 18 века в Германии возникает школа Х. Вольфа, во многом базировавшаяся на философских идеях Лейбница. Вольфовская школа стала одним из столпов европейского Просвещения. Влияние Лейбница испытали и другие крупнейшие мыслители Нового времени: Д. Юм, И. Кант, Э. Гуссерль. Велик интерес к Лейбницу и в современной, прежде всего аналитической, философии. Особое внимание привлекает его различение «истин разума» и «истин факта», а также концепция возможных миров.

Источник: http://www.piplz.ru/; http://www.fastcult.ru/264637.html

Книги из фонда научной библиотеки:

Шифр издания:

Ф 681

Фишер, Куно. История новой философии. Готфрид Вильгельм Лейбниц : его жизнь, сочинения и учение : пер. с нем. / К. Фишер ; Российская академия наук; Институт научной информации по общественным наукам. — М. : АСТ : Транзиткнига, 2005. — 734 с. — (Philosophy).

Реклама