Григорий Флегонтович Сивков. Родился 10 февраля 1921 года в деревне Мартыново Пермской области. Отец — Флегонт Дмитриевич (1886—1968). Мать — Вера Федоровна (1890—1965). Супруга — Рябова Екатерина Васильевна, Герой Советского Союза (1921—1974). Супруга (по второму браку) — Доброленская Ольга Юрьевна (1956 г. рожд.). 

Капитан Г. Ф. Сивков 1944
Капитан Г. Ф. Сивков, 1944г. Фото с сайта «Герои войны» http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?photo_id=2297

В декабре 1939 года после окончания авиатехникума Григорий Сивков прошел ускоренный курс Молотовской военной авиационной школы лётчиков, выпустился младшим лейтенантом и в октябре 1940 года прибыл во Львов в 202-ю корпусную эскадрилью. В апреле 1941 года эскадрилью перебазировали в Молдавию — в нескольких километрах от границы с Румынией.

В эскадрилье не было ни одного боевого самолета. Рядом стояла целая истребительная дивизия, на стоянках аэродрома поблескивали дюралью свеженькие «яки». Немецкие самолеты-разведчики постоянно нарушали границу, открыто облетали приграничные районы, фотографировали объекты и безнаказанно возвращались на свои базы. Летчики сжимали кулаки, рвались в небо… О нарушениях воздушного пространства докладывали вышестоящему командованию, однако в ответ поступало строгое указание: «В бой не вступать, на провокации не отвечать!»

22 июня на рассвете капитан Никульшин поднял летчиков по тревоге. Это была шестерка По-2. Ясно, что рассчитывать этим «крыльям» в воздухе было не на что. Правда, в тот же день «безлошадный» пилот (он был прикомандирован к авиачасти) по приказу дежурного по аэродрому Сивкова сел в стоявший на полосе истребитель И-16, взлетел и в воздушном бою в районе аэродрома сбил фашистский бомбардировщик He-111.

В июле эскадрилья перелетела в учебно-тренировочный центр Южного фронта и стала переучиваться на новую технику — бомбардировщик СБ. Овладели новой машиной и снова пришлось переучиваться, теперь уже на Су-2. В результате переформирования Сивков оказался в Донбассе в 210-м ближнебомбардировочном авиаполку.

Под Новый год 28 декабря 1941 года Григорий Сивков совершил первый боевой вылет.

Полк совершал по три-четыре вылета в день. Бомбили скопления вражеской техники на железнодорожных станциях, артиллерийские позиции, колонны боевых машин на подходе к линии фронта.

Группы бомбардировщиков вели опытные летчики. В полку славились мастерством и отвагой два капитана — два Ивана — Сурай и Раубе. У них уже было до 100 боевых вылетов, на груди — ордена Красного Знамени. К весне 1942 года младший лейтенант Сивков совершил уже несколько десятков боевых вылетов. Его представили к ордену Красного Знамени, но не наградили, сказали: «Надо подождать…»

В апреле—мае летчики переучились на новый тип самолета — Ил-2. Обстановка на фронте резко обострилась. Гитлеровцы начали крупное наступление на харьковском направлении, в воздухе разгорелись ожесточенные схватки. 210-й штурмовой авиационный полк наносил удары по наземным целям. С первых вылетов на «иле» Сивков почувствовал значительное преимущество перед прежним самолетом: Ил-2 был вооружен двумя пушками, восемью «эрэсами», двумя пулеметами. Кроме того, экипаж мог взять 400 килограммов бомб. Эту мощь огня и обрушивали наши летчики на живую силу и технику противника.

Над Донбассом самолет Сивкова первый раз подбили. В воздухе забыл закрыть бронезаслонку, в бою вражеская пуля попала в маслопровод и перебила его. Давление масла упало до нуля. Летчик видел: мотор вот-вот откажет. Дотянул до своей территории, выбрал подходящую площадку и удачно сел. Пехота помогла: нашлись мастера, устранили пробоину, заправили бак маслом, и Сивков полетел на аэродром. Но мотор уже был поврежден и в воздухе отказал. Пришлось снова идти на вынужденную, опять сел удачно на шасси. И только на третьи сутки Григорий добрался на свой аэродром.

В майских боях 1942 года штурмовой полк совершил десятки боевых вылетов. Штурмовики нанесли большой урон противнику, но и сами потеряли треть боевого состава. Героически погибли отличные пилоты Евгений Мыльников, Павел Старцев, Игорь Сократов, близкий друг Сивкова — Иван Раубе.

Летом 1942 года 230-ю штурмовую авиадивизию перебросили на Северный Кавказ. Немцы стянули сюда большие силы и начали наступление, пытаясь прорваться в Закавказье — к бакинской и грозненской нефти. Эскадрилья Сивкова, как и все полки дивизии, наносила штурмовые удары по переднему краю и тылам противника. Вылетали девятками и целыми полками. Вместе с сухопутными войсками летчики дивизии, других авиачастей сорвали наступление гитлеровцев в районе Орджоникидзе. Враг в Закавказье не прошел.
В боях на Северном Кавказе не раз отличался экипаж Григория Сивкова. Осенью 1942 года лейтенант Сивков получил орден Красного Знамени и стал заместителем командира эскадрильи. Полк за образцовое выполнение боевых заданий наградили орденом Красного Знамени. Командиром полка стал гвардии подполковник Николай Зуб. Он воевал добровольцем в Китае и Испании, участвовал в войне с Финляндией в 1939—1940 годах. Имел несколько орденов Красного Знамени, на его счету было более 100 боевых вылетов на штурмовике Ил-2.

Сивков и другие летчики многое переняли у своего командира. Он предложил и внедрил в полку новую тактику борьбы с вражескими истребителями. При их появлении и атаке наши «илы» перестраивали боевой порядок, вставали в круг так, чтобы «мессеры» не могли зайти им с хвоста (тогда на «илах» еще не было хвостовой защиты — воздушного стрелка). Идущий сзади по кругу прикрывал ведущего. Немецкие истребители на риск не шли, отваливали от замкнутого круга штурмовиков, а те быстро перестраивались в клин и продолжали идти заданным курсом на цель.

1943 год для Григория Сивкова прошел в непрерывных боях. В районе Изюма он получил ранение в голову. В шоке, не видя приборов, переворотом вышел из боя, пришел в себя у самой земли. Сел, «перепрыгнув» через наши окопы. Медики перевязали, сообщили в полк, за Сивковым прилетел пилот его эскадрильи Александр Гуржиев.

На Кубани полк участвовал в прорыве немецкой Голубой линии. По нескольку раз в день большими группами вылетали на штурмовку под прикрытием истребителей. 17 сентября 1943 года комэск Сивков вел четверку самолетов в сторону Керченского пролива. На высоте прошли над линией фронта, вышли на цель — вражеские эшелоны на железнодорожной станции. Ведущий Сивков зашел на цель первым, высыпал весь запас бомб — 150 штук, вторым заходом выпустил по эшелону «эрэсы». Немецкие зенитки весь огонь сосредоточили по ведущему. Попали в мотор, в форточку полетели брызги горячей воды. Сивков понял: у него осталось не более пяти минут… Вышел из боя, но пошел не на восток к своим — все равно не дотянешь, а на север, в сторону Кубани, где в плавнях, в высоком тростнике можно укрыться от немцев. За командиром шли два штурмовика — Николай Калинин и Саша Марков.

Сивков сел «на брюхо», сделав коридор в тростнике. Рядом сел Калинин, а самолет Маркова оставался в небе для прикрытия своих с воздуха. Марков увидел, как в сторону самолетов вдоль реки мчится автомобиль с немецкими автоматчиками. Огнем из пулемета пилот отсек машину. В это время Сивков перешел в кабину штурмовика Калинина, и они взлетели, успев поджечь оставленный поврежденный самолет. Так парой и ушли отважные пилоты из-под носа врага…

За подвиг и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года Григорию Сивкову и Николаю Калинину присвоено звание Героя Советского Союза. Этого звания удостоился и командир полка Николай Зуб, но уже после того, как героически погиб при штурмовке вражеских позиций.
Росло число боевых вылетов Сивкова. После Будапештской операции их было уже более 100, а к концу войны достигло 186. Войну Григорий закончил штурманом полка в Австрии, под Веной. В августе 1945 года в Кремле отважному соколу вручили вторую Золотую Звезду Героя.

210-й штурмовой авиационный полк стал называться Краснознаменным ордена Кутузова III степени Севастопольским полком.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1945 года майор Сивков Григорий Флегонтович награждён второй медалью «Золотая Звезда». 

После войны до июля 1945 года продолжал службу в ВВС штурманом штурмового авиаполка (в Центральной группе войск; Австрия).

В 1952 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. В июле 1952 — октябре 1953 — лётчик-испытатель Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС. Провёл ряд испытательных работ на самолётах МиГ-15 и Ил-10, а также на вертолёте Ми-1.

В 1956 году окончил адъюнктуру Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Служил в ВВИА имени Н. Е. Жуковского преподавателем кафедры инженерно-авиационной службы (1956-1957), начальником лаборатории кафедры динамики полёта (1957-1966), старшим преподавателем (1966-1972) и начальником кафедры безопасности полётов (1972-1986). С января 1986 года генерал-майор авиации Г.Ф.Сивков — в запасе.

Работал старшим научным сотрудником в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского.

Жил в Москве. Умер 20 ноября 2009 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Генерал-майор-инженер (1975; генерал-майор авиации — 1984), лётчик- испытатель 3-го класса (1952), кандидат технических наук (1956), доцент (1963).

Награждён орденами Ленина (4.02.1944), Октябрьской Революции (21.02.1973), 3 орденами Красного Знамени (9.09.1942; 27.04.1943; 14.02.1945), орденом Александра Невского (30.09.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (17.06.1943; 11.03.1935), орденом Красной Звезды (26.10.1955), медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950) и другими медалями, болгарским орденом -9 сентября 1944 года» 2-й степени с мечами (14.09.1974), иностранными медалями.

Почётный гражданин города Пермь (1973).

Бронзовый бюст Г.Ф.Сивкова был установлен в деревне Мартыново (в настоящее время перенесён в село Кыласово), ещё один бюст установлен в Перми. Его именем названа улица в селе Кыласово. В Москве на доме, в котором он жил, и в Перми на здании авиационного техникума, в котором он учился, установлены мемориальные доски.

Екатерина Рябова и Григорий Сивков.

«На фронте они встрети­лись случайно: командир авиаэскадрильи Григорий Сивков и штурман авиаэска­дрильи ночных бомбарди­ровщиков Екатерина Рябова. Он летал днём, она — ночью. В пол­ку про неё шутили, что её глаза лучше любого прибора. Но эти зелёные глаза, а ещё удивительные математиче­ские способности заставили Гришу Сивкова ответить на вопрос — это судьба или слу­чайность. Они были счаст­ливы вместе, но шла война, их встречи были редкими и короткими. Он писал ей, что ему становится жутко, когда представляет их ночные по­лёты на фанерных самолётах. Звание Героя Советского Со­юза Г.Ф. Сивкову и Е. В. Ря­бовой было присвоено в одно время — в феврале 1944 года, а в июне 1945 года они по­женились. После войны оба учились, оба защитили дис­сертации.»

*улица Сивкова  в Перми названа в честь  участника революции и гражданской войны, почетного гражданина Перми Владимира Федоровича Сивкова (1889-1979).

Реклама