24 июля 1883 года — на московском ипподроме прошло первое в России состязание велогонщиков.

Источник: https://little-histories.org/2016/07/24/24

Участники ехали на велосипедах-”пауках” с высоким передним колесом. Опасаясь, что велогонка может не привлечь массового зрителя, устроители включили в программу также соревнования бегунов из числа желающих, состязания известных в Москве скороходов против рысаков, гонки троек, наездников-казаков и другие забавы, смыслом которых было «кто — кого». В результате на ипподроме собралось 10 тысяч зрителей. Именно здесь впервые в России широко прозвучало слово «спорт». О развитии советского спорта читайте в статье «Спартак против Олимпа».

В нашей стране велоспорт всегда пользовался большой популярностью. Первые соревнования прошли в июле 1883 на московском ипподроме (на велосипедах системы «паук»). Победителем заезда на полторы версты стал спортсмен из Петербурга Юлий Блок. Год спустя в Петербурге состоялись гонки на 3, 7,5 и 15 верст. В том же году официально утвержден устав велосипедного общества Москвы – первого подобного общества в России. Позже такие общества и клубы стали возникать в других городах, началось строительство велосипедных трасс, был налажен выпуск специализированных изданий. В 1891 состоялись первые соревнования на треке – на Ходынском поле в Москве. Чуть позже прошли первые многодневные гонки по маршруту Москва – Петербург.

В 1896 российский велосипедист Михаил Дьяков выиграл национальный чемпионат Великобритании и занял второе место на чемпионате мира в 100-километровой гонке за лидером (роль лидера выполнял 8-местный велосипед). Также среди пионеров отечественного велоспорта – Сергей Уточкин (известный и как один из первых русских летчиков), Петр Степанов, братья Василий и Платон Ипполитовы и др.

В 1911–1913 Анисим Панкратов совершил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде, за что был удостоен «Бриллиантовой звезды» УСИ, учрежденной еще в 90-е XIX века.

Из статьи Андрея Митяева «По России необъятной покатил велосипед«:

В Санкт-Петербурге первые велосипеды появились в середине 1860-х годов. Их завезли из Франции столичные аристократы.Один из этих велосипедов, произведенный около 1867 года парижской фирмой Эрнеста Мишо (Ernest Michaux), прекрасно сохранился до нашего времени и экспонируется в музее-заповеднике «Петергоф». Эта машина, по легенде, принадлежала императору Александру II.
В Москве велосипеды впервые можно было увидеть в начале 1860-х годов. Ими были, по некоторым данным, «костотрясы» — опять же, французского происхождения. Однако достоверно известно,что за иностранными велосипедами вскоре появились и отечественные, правда,не фабричного, а кустарно-кузнечного производства.

В 1868 году в Екатеринбурге появился первый велосипед, принадлежавший Ю. Раутнеру, сыну главного лесничего Уральских заводов. Он был двухколесный и сделан из дерева.
В Воронеже велосипед «дебютировал» в 1869 году. У него были деревянные, окованные железом колеса, причем переднее было больше заднего. Его привез из-за границы В. Г. Столь — владелец большого литейно-механического завода.

Первый велосипед в Казани изготовил в 1878 году механик Генрих Богданович Мамиель в собственной мастерской по образу и подобию велосипеда циркача Леонса, дававшего в то время представления в городском саду. Велосипед был сделан из газовых труб и долго служил без поломок. Машина напоминала классический «костотряс», его колеса были обтянуты резиной прямоугольного профиля. Весил он 2 пуда 10 фунтов (36 кг). Первый иностранный велосипед в Казань привезли в том же 1878 году.В конце1860-х годов один из курских виноторговцев получил из Франции деревянный велосипед и ездил на нем по специально построенной деревянной дорожке.
В Одессе весной 1878 года известный предприниматель и любитель спорта Адольф Цорн, родоначальник целого семейства великолепных спортсменов-велосипедистов, выехал на улицы родного города на недавно привезенном из-за границы велосипеде типа «паук». Его поездка вызвала огромный интерес среди населения города.
В Сибири первый велосипед появился в 1863 или 1864 году. Купец Рафаилов, владелец трехколесного деревянного велосипеда, проживал в Хабаровске.
Поскольку в те годы велосипед стоил около 300 – 400 рублей, доступен он был лишь аристократии, промышленникам и богатым купцам. Да и безопасным транспортным средством «бицикл» стал не скоро, пока что оставаясь опасным спортивным снарядом, езда на котором была весьма рискованной. Несмотря на это, уже в 1880 году в Cанкт-Петербурге зарегистрировали около пятидесяти велосипедистов.
Первое в России велосипедное общество организовали в Царском Селе. Устав «Царско-Сельского кружка велосипедистов» был утвержден 4 марта 1883 года. В Санкт-Петербурге же в конце 70-х годов образовалась группа любителей велосипеда, разработавшая устав «Санкт-Петербургского общества велосипедистов-любителей». Устав подали на утверждение петербургскому градоначальнику еще в 1880 году, но по разным причинам он несколько раз возвращался на доработку. Устав общества утвердили лишь 5 декабря 1884 года.
Москвичи опередили столицу — устав «Московского общества велосипедистов-любителей» утвердили 31 марта 1884 года. К концу года московское общество насчитывало уже 52 действительных члена.

Корпорации организовывали общественные поездки (иногда на довольно большие расстояния), клубные вечера,способствовали получению разрешений на езду по городу на велосипеде. Чтобы спокойно ездить по улицам городов, велосипедист был обязан иметь свидетельство, разрешающее езду, и номерной знак, именуемый попросту «жестянкой». Номерной знак выдавался после обязательного экзамена на умение управлять велосипедом и оплаты налога. Причем «жестянки» действовали один год, и с началом нового сезона процесс получения свидетельства и номера повторялся. Для определения городовыми «свежести» номера, помимо выбитого на нем года, таблички последующего сезона окрашивались каждый раз в иной цвет. Нарушителей отлавливали чины полиции, препровождали в полицейский участок и безжалостно штрафовали.

Следует добавить, что в 1870 – 80 годах езда по городским улицам на велосипедах во всех городах Российской империи строго запрещалась. По этой причине первые отечественные велосипедисты имели возможность кататься лишь в закрытых помещениях или же за городской чертой.И только после многочисленных ходатайств и длительных тяжб несчастных «циклистов» со столичным градоначальством, летом 1892 года выпустили циркуляр, разрешающий езду на велосипеде по Петербургу. Однако указ сопровождался обширным списком улиц, по которым передвижение на велосипеде запрещалось под угрозой штрафа. Вслед за столицей, велосипедную езду разрешили во всех городах России.

19 мая 1888 года министр внутренних дел утвердил устав Московского клуба велосипедистов. Произошло рождение еще одной крупнейшей велосипедной корпорации благодаря 13 учредителям, которые стали первыми членами клуба. К концу года клуб насчитывал 48 действительных членов, с гордостью носивших на одежде серебряные значки с клубной эмблемой.
15 сентября в Московский Клуб Велосипедистов приняли первую женщину, что послужило поводом для пересудов на страницах газет и журналов. Еще бы! Ведь это был первый случай, когда представительница слабого пола вошла на равных правах с мужчинами в спортивный клуб. Наряду с аристократическими корпорациями, как, например, Петербургское общество велосипедной езды, председателем которого был Великий князь Сергей Михайлович, а среди членов — представители знатнейших фамилий империи, организовывались и вполне демократические общества, ставившие своей целью развитие велосипедной культуры и пропаганду спорта во всех слоях русского общества.
По данным, опубликованным в 1897 году на страницах московского журнала «Циклист», в России была официально зарегистрирована 91 велосипедная корпорация.»

Источник:http://ljwanderer.livejournal.com/44303.html

 

Реклама