В XV в. урбинский герцог Федериго да МонMontefeltro2.pngтефельтро, собравший в личной библиотеке более тысячи томов, сформулировал требования, предъявляемые к библиотекарю. Согласно инструкции, разработанной герцогом, он обязан следить за порядком, вести каталоги, обеспечивать защиту фонда от повреждений и его доступность, регистрировать выданные манускрипты в специальном журнале. Библиотекарь должен обладать такими качествами как образованность и ученость, приятный характер, представительная внешность, красноречие.

vin113В середине ХVII в. французский епископ Клод Клеман выпустил научный труд, где представил идеальную модель библиотеки. Он подчеркивал научную значимость библиотеки, а ученых-библиотекарей сравнивал с капитанами кораблей, которые должны ориентироваться на выборочный доступ читателей в свой «хорошо ухоженный сад», «уединенное внутреннее святилище». Особенно важно, считал Клеман, ограничить доступ читателей к «дискуссионной» литературе.

famous-mason_13_20130617_1064799750.jpg  Великий поэт Иоганн Вольфганг фон Гете, будучи министром культуры герцогства Саксен–Веймар–Эйзенах, много внимания уделял развитию библиотек и организации их работы. Он был убежден в том, что «активный ученый – плохой библиотекарь, как прилежный художник – плохой инспектор картинной галереи». Для него библиотекарь и ученый были принципиально разными профессиями. Миссия библиотекаря – посредничество между знаниями и теми, кто в них нуждается. Гете подчеркивал, что библиотекарь должен уметь оказать читателю помощь при работе с книгой, написанной на любом языке.

image2.jpgПервый директор Императорской Публичной библиотеки Алексей Николаевич Оленин считал, что библиотекарь должен иметь «основательные познания в отечественном и иностранных языках», быть знакомым с известнейшими научными книгами, «знать главное содержание всякой книги, быть живым каталогом своего отделения». Службу в библиотеке, по мнению Оленина, «многие, по незнанию почитают весьма легкою и незначительною», между тем она, с одной стороны, весьма трудна, а с другой – достаточно скучна и монотонна; она требует больших не только умственных, но и физических усилий, вредна из-за постоянной пыли – и при этом крайне плохо оплачивается.

00122421226941575137.jpgВ «Положении об управлении» Императорской публичной библиотеки записано, что «одна из главных обязанностей библиотекаря состоит в учтивом и ласковом принятии посетителей и в оказании им, без разбора лиц, всех возможных услуг в отыскании сочинений, нужных для их занятий». А.Н. Оленин требовал от сотрудников, чтобы они всегда были готовы «сопровождать искателей просвещения кратчайшим путем к знакомым им здесь обильнейшим источникам просвещения», строго следил за тем, как библиотекари исполняют свои обязанности. Он уволил А.А. Дельвига отнюдь не за поездку к ссыльному Пушкину в Михайловское, как ошибочно утверждают некоторые исследователи. Дело в том, что Дельвиг активно пользовался фондами библиотеки, но читал в рабочее время в ущерб службе. Кроме отмеченной всеми современниками его знаменитой лени, он отличался еще и беспечностью. Последней каплей стал беспрецедентный в истории библиотеки случай: во время суточного дежурства Дельвига охраняющий кассу солдат взломал стол казначея и похитил 6500 рублей (сумму в то время колоссальную). К счастью, его быстро поймали, и часть денег была возвращена. Именно поэтому, вернувшийся из отпуска (во время которого он и ездил в Михайловское) Дельвиг был уволен.
Для того чтобы попасть на службу в главную библиотеку России – Императорскую публичную – в ХIХ в. нужно было иметь не просто высшее образование, а специальные познания по разным отраслям науки: знание русского, французского, немецкого, латинского, греческого (или вместо одного из них – восточного) языков. Младший персонал должен был владеть русским и тремя любыми иностранными языками.

117.jpgКогда в начале 1860-х гг. разрабатывался Устав Императорской публичной библиотеки, ее директор А.Ф. Бычков в записке «О значении звания библиотекаря» (начало 1860-х) подчеркивал, что ему необходимо «иметь положительные сведения в библиотечной науке, знать древние языки и несколько новейших, историю политическую, и преимущественно историю литературы, а также обладать энциклопедическим образованием и иметь ясное представление о системе наук».

marshak.jpg«Каждый из нас, имевший на своем веку дело со столичными и провинциальными библиотеками, не может не поминать добром людей, которые проводят всю свою жизнь между книжными полками и читателями, – утверждал известный советский поэт Самуил Яковлевич Маршак. – Безо всякого преувеличения можно сказать, что почти все они или, по крайней мере, большинство их – люди, связавшие свою судьбу с книгой не по расчету, а по любви. Лучшие же из них могут быть с полным правом названы и настоящими литературоведами, и подлинными педагогами».

Источник:http://www.library.ru/3/event/person

Реклама