Биография

Бомарше – знаменитый французский драматург, публицист — появился на свет в 1732 г., 24 января, в семье парижского часовщика, носившего фамилию Карон. Отец обучал его своему ремеслу, и параллельно юный Пьер занимался изучением музыки, достигнув на этом поприще определенных успехов. Он умел хорошо играть на арфе, обладал даром красноречия, был остроумным и коммуникабельным молодым человеком.

Благодаря этим качествам перед ним открылись двери в высшее общество, он получил незначительную должность при дворе, где не преминул обзавестись полезными знакомствами. Удалось ему завоевать доверие и миллионера Дювернэ и даже превратиться в его младшего делового партнера. В его жизни было два скоротечных брака, и оба раза его вторыми половинками становились богатые вдовушки. Все эти обстоятельства помогли Карону обзавестись солидным состоянием, из просто Карона превратиться в Пьера Карона де Бомарше (так называлась поместье его первой жены) и открыть тем самым новую веху в своей биографии.

Удивительную активность и коммуникабельность Бомарше продемонстрировал в Испании, куда отправился в 1764 г. для защиты сестры, обесчещенной местным писателем. Он и в чужой стране сумел найти общий язык с высшим обществом, к нему благосклонно отнесся сам король.

В 1767 г. состоялся дебют Бомарше (к этому времени вернувшегося в Париж) как драматурга. Он написал пьесу «Эжени», пользовавшуюся небольшим успехом; вторая его драма, «Два друга» (1770), была встречена публикой холодно. В том же году скончался покровительствовавший ему банкир, а его наследники вынудили Бомарше ввязаться в длительную судебную тяжбу, в противостояние с представителями закона. Он участвовал в них с переменным успехом, но, поставив на службу не только изворотливость, но и литературный дар, сумел вызвать громкий резонанс, склонить общественность на свою сторону, восстановить себя в правах, обличив недостатки судебной системы в знаменитых четырех памфлетах под названием «Мемуары» (1774). О них чрезвычайно лестно отозвался сам Вольтер, утверждавший, что ему не приходилось читать что-либо более интересное. В 1778 г. были написаны «Продолжения мемуаров», с помощью которых ему удалось выиграть дело у наследников Дювернэ.

Написание еще двух комедий – «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784) — помогло ему завоевать статус любимого писателя нации. Пьесы выдержали огромное количество постановок, успех которых объяснялся еще и наличием хорошо читаемых революционных мотивов.

Война за независимость США сделала Бомарше еще более состоятельным человеком: он занимался поставками в Америку оружия и боеприпасов. В 1781 г. он снова оказался активным участником судебного процесса и на этот раз представлял интересы некоей мадам Корнман, обвиняемой в супружеской неверности. Выигрыш был просто блестящим, однако общественность симпатизировала ему на этот раз гораздо меньше. Им были перевыпущены «Мемуары», но прежний ошеломляющий успех оказался недостижим. В 1787 г. опера на его либретто несколько подпортила его репутацию писателя, с большой прохладцей республика встретилась и поставленную в 1792 г. очередную комедию.

На закате жизни Бомарше терпел и материальные убытки. Он выпустил собрание сочинений Вольтера, затратив на издание огромные деньги, но его оставлявшее желать лучшего качество привело к коммерческому краху. В 1792 г. ему не удалось исполнить взятое на себя обязательство о поставке в Америку 60 тыс. единиц оружия, в связи с чем пришлось бежать в Лондон, позднее в Гамбург. Только в 1796 г. он возвратился во Францию и предпринял попытку восстановить репутацию написанием очередного сочинения, но с возложенной на него миссией оно не справилось. 18 мая 1799 г. знаменитый драматург скончался.
Источник: http://www.wisdoms.ru

Цитаты

Если начальник не делает нам зла, то это уже немалое благо.

Обладание всякого рода благами — это еще не все. Получать наслаждение от обладания ими — вот в чем состоит счастье.

Так всегда в жизни: мы-то стараемся, строим планы, готовимся к одному, а судьба преподносит нам совсем другое. Начиная с ненасытного завоевателя, который способен проглотить весь мир, и кончая смиренным слепцом, которого ведет собака, мы все — игрушки ее прихотей. И, пожалуй, слепец, который идет за собакой, следует более верным путем и реже бывает обманут в своих ожиданиях, чем тот, первый слепец со всей его свитой.

Политика — искусство создавать факты, шутя подчинять себе события и людей. Выгода — ее цель, интрига — средство…. Повредить ей может только порядочность.

Немалое благо для семьи — изгнание из нее негодяя.

Наиболее виновные — наименее великодушны, это общее правило. У кого доброе сердце, того благодарность не тяготит.

Чтобы рассуждать о предмете, вовсе не обязательно быть его обладателем.

Умение мужественно преодолевать самого себя — вот что всегда казалось мне одним из самых величайших достижений, которыми может гордиться разумный человек.

Чистосердечное раскаяние ничем не отличается от любого хорошего поступка: оно тоже приносит награду.

Приятное волнение радости никогда не влечет за собой опасных последствий.

Как только было замечено, что с течением времени старые бредни становятся мудростью, а старые маленькие небылицы, довольно небрежно сплетенные, порождают большие-пребольшие истины, на земле сразу развелось видимо-невидимо правд. Есть такая правда, которую все знают, но о которой умалчивают, потому что не всякую правду можно говорить. Есть такая правда, которую все расхваливают, да не от чистого сердца, потому что не всякой правде можно верить. А клятвы влюбленных, угрозы матерей, зароки пьянчуг, обещания власть имущих, последнее слово купцов? И так до бесконечности!

Умному человеку нет смысла слушать все подряд, он и так догадается.

Умный человек никогда не станет связываться с сильным.

Когда поддаешься страху перед злом, то уже начинаешь чувствовать зло страха.

Если принять в рассуждение все добродетели, которых требуют от слуги, то много ли найдется господ, способных быть слугами?

Робким человеком помыкает любой проходимец.

Исправить людей можно, лишь показав их такими, каковы они на самом деле.

Для достижения поставленной цели деловитость нужна не менее, чем знание.

Небо всегда покровительствует невинности!

Раболепная посредственность — вот кто всего добивается.

Интрига рано или поздно губит того, кто ее начал.

Жить — это бороться, бороться — это жить.

Глупость и тщеславие вечно идут рука об руку.

Любовь к изящной словесности несовместима с усердием к делам службы.

Прикидываться, что не знаешь того, что известно всем, и что тебе известно то, чего никто не знает; прикидываться, что слышишь то, что никому не понятно, и не прислушиваться к тому, что слышно всем; главное, прикидываться, что ты можешь превзойти самого себя; часто делать великую тайну из того, что никакой тайны не составляет; запираться у себя в кабинете только для того, чтобы очинить перья, и казаться глубокомысленным, когда в голове у тебя, что называется, ветер гуляет; худо ли, хорошо ли разыгрывать персону, плодить наушников и прикармливать изменников, растапливать сургучные печати, перехватывать письма и стараться важностью цели оправдать убожество средств. Вот вам и вся политика…

Каждый человек всегда чей-нибудь ребенок.

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

Ох уж эти женщины! Если вам нужно, чтобы самая из них простодушная научилась лукавить, — заприте ее.

Недаром женской верности придавали такое огромное значение! Общественное благо, общественное зло связаны с их поведением. Рай или ад в семье вызываются исключительно той молвой, какая идет про женщин, а зависит молва только от них самих.

Когда женщина сердится, здравого смысла в ее речах не ищи!

Наши жены думают, что если они нас любят, так это уже все. Вбили это себе в голову и уж так любят, так любят (в том случае, если действительно любят) и до того предупредительны, так всегда услужливы, неизменно и при любых обстоятельствах, что в один прекрасный вечер, к вящему своему изумлению, вместо того чтобы вновь ощутить блаженство, начинаешь испытывать пресыщение.

Если мы ищем на стороне того наслаждения, которого не находим у себя дома, то это потому, что наши жены не владеют в достаточной мере искусством поддерживать в нас влечение, любить всякий раз по-новому, оживлять… прелесть обладания прелестью разнообразия.

Так отрадно, когда тебя любят ради тебя самого.

Честные люди любят женщин, обманщики обожают их.

Из всех шутовских вещей брак — самая шутовская.

Женщины очень любят, когда их называют жестокими.

Гнев добрых людей — это не что иное, как настоятельная потребность прощать.

Ум невозможно унизить, так ему отмщают тем, что гонят его.

Мы ни в коем случае не должны смешивать критику общую, составляющую одну из благороднейших целей искусства, с гнусной сатирой, направленной против личностей: первая обладает тем преимуществом, что она исправляет, не оскорбляя.

Реклама