Зоря, Зорька – так с детства звали замечательного пермского ученого, социолога, экономиста профессора Захара Ильича Файнбурга.  Он пользовался широкой известностью в стране и за ее рубежами. Но только родные и близкие друзья знали, какая нелегкая судьба выпала ему, какие испытания пришлось преодолеть, чтобы завоевать признание,  любовь и уважение людей…

24 января 2017 года 95 лет со дня рождения кандидата экономических наук, доктора философских наук, профессора Захара Ильича Файнбурга (1922-1990), одного из ярких представителей первого поколения советских социологов.

В 1933 г. вместе с родителями, З.И. Файнбург переехал на Дальний Восток, вначале в Биробиджан, а с 1934 г. в г. Хабаровск. В Хабаровске отец работал председателем Хабаровского областного суда, мать – зав. промышленно-транспортного отдела обкома ВКП(б). В 1938 г. в марте месяце родители репрессированы и расстреляны 26 мая 1938 года.

«До 16 лет я рос «как все»… Природа, книги, девочки – вот круг взаимоувязанных интересов моего детства и моего отрочества. В 16 лет я испытал потрясение всех основ, на которых стояла моя жизнь и строились планы дальнейшего. Странно, но я оказался внутренне готовым к этому потрясению – не то, чтобы я его мог предвидеть, а попросту у меня достало сил и характера, чтобы построить систему принципов жизни и без серьезных срывов последовательно ее реализовать. Не систему принципов компромисса, а систему своей жизни… Наверное, книгам, природе и девочкам я и обязан тем, что сумел прожить ту жизнь, которой хотел и добивался?.. Эти три основы составили и главные ценности моей жизни.

Что мне было неблаговоление «начальников», причудливые зигзаги материального благополучия (и неблагополучия), если я мог читать, то, что хотел, и сам писать, если я слышал шепот леса, и у меня клевала рыба, если меня целовала женщина?

Я добился того, чего хотел от жизни. Наверное, я мог сделать много больше, если судить абстрактно, отталкиваясь от моих способностей. Но жизнь не абстрактна, а реальна. И образ Кандида из «Улитки на склоне» А. и Б. Стругацких всегда напоминал мне грубо и осязаемо, что хочет, и что может сделать в своем времени интеллигент…».

Читать далее: http://faynburg-perm.ru/zorya.html

 

…Файнбурга можно рассматривать как одного из пионеров экономической социологии в СССР и зачинателя прикладных исследований в области социологии труда.

Файнбург внес серьезный вклад в развитие теории культуры; он – не только экономист, философ и социолог, его причисляют и к видным отечественным культурологам.

И нельзя не отметить работ Файнбурга футурологической направленности. Здесь удивительным образом соединились глубокое знание им природы социалистического общества, а также любовь и профессиональное понимание научной фантастики. Он дружил с братьями Стругацкими и переписывался со Станиславом Лемом.

Файнбург – один из создателей Уральской социологии, основатель «школы Файнбурга». Традиции, заложенные им, живы и развиваются в рамках многолетних «Файнбургских чтений» в Перми.

Ниже публикуется фрагмент интервью о жизни и творчестве З.И. Файнбурга с его сыном – доктором технических наук, профессором Григорием Файнбургом. Им многое сделано и делается для сохранения памяти об отце.

Борис Докторов

Читать далее: http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/publikacii-a.n.alekseeva/tihii-podvig-nositelya-razuma-svoei-epohi

