«Библиотеки важнее всего в культуре. Если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, культура не погибнет в такой стране».

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

В центре библиотеки – всегда человек. Точнее, два человека: читатель и библиотекарь. Как библиотека не жива без читателей, так не жива она и без библиотекарей. В наш прагматический век, очарованный информационными технологиями, человек кажется легко заменимым. Но это совершенно не так. Заменить можно функционера. Подвижники культуры незаменимы. Космическая эпопея России началась не на Байконуре. Она началась в читальном зале Библиотеки Румянцевского музея (ныне Российской государственной), когда туда в 1874 году пришёл 17-летний Константин Циолковский и там встретился с «идеальным библиотекарем» Фёдоровым. Фёдоров стал его наставником и помощником, помогая в плавании по библиотечным волнам, попутно зародив в душе юноши мечту о выходе человечества в космос. И недаром Циолковский сказал спустя годы: «Фёдорова я считаю необыкновенным человеком, а встречу с ним – счастьем. Он мне заменил университетских профессоров, с которыми я не общался». В знаменитой Библиотеке Алвара Аалто(г.Выборг), построенной по проекту выдающегося архитектора, высшая точка лестницы, по которой поднимается человек, совершая символическое восхождение в мир памяти, книги и знания, – это кафедра библиотекаря. Догадываетесь, почему?

Ещё пятьдесят лет назад было невозможно представить образовательное учреждение без библиотечных ресурсов и библиотекаря. Работая библиотекарем, ты имел доступ к огромному массиву информации. С изобретением интернета и цифровых ресурсов появилась ложная вера в то, что профессия библиотекаря отмирает. Это неправда. Библиотекарь и по сей день остаётся важнейшим посредником между студентом и потоком информации. Вопреки распространённому мнению, библиотекарь по своей профессии — это не просто надзиратели полок с книгами; именно библиотекарь обучают основным навыкам поиска информации и служат первым этапом на пути молодёжи к качественной исследовательской работе.

Любой библиотекарь знает, что изучение цифрового информационного пространства гораздо сложнее даётся, если студенты не получают первичной помощи и наставничества. Пусть то, что делает библиотекарь, никто не называет «преподаванием» в традиционном смысле этого слова, те методы, которые он использует для поддержки студентов, на деле является самой натуральной формой обучения. Помогая студентам в подборе литературы для их первых научных проектов, библиотекарь открывает им способы добывания и расшифровки большого количества информации, доступной сейчас по щелчку пальцев. Бывший президент Нью-Йоркской публичной библиотеки Тимоти Хили как-то сказал о том, что библиотека ценится отнюдь не только своим библиотечным фондом: главная ценность любой библиотеки — это библиотекари.

С праздником, дорогие коллеги!

 

 

 

 

Реклама