Принято считать, что самые древние авторские стихотворения в мире были написаны еще в далеком 23 в. до нашей эры. Энхедуанна – именно так звучит имя той первой поэтессы, чьи творения дошли до настоящего времени. Предполагается, что в то время она была жрицей и аккадской принцессой.

Работы первой поэтессы были обнаружены сравнительно недавно, в 20-х годах прошлого века археологом из Англии. Его находка представляла собой полупрозрачный диск, сделанный из алебастра. На одной стороне этого диска сохранилось изображение жрицы, а вот на другой стороне – клинопись.

Самыми древнейшими авторскими сочинениями в письменной истории являются «Гимны к Инанне». Эти религиозные поэмы посвящены главному женскому божеству, богине Инанне. Третья работа поэтессы – это храмовые гимны, в которых повествуется о святилищах и богах, обитающих в них. Все ее работы примечательны тем, что сказание в них ведется от лица автора, то есть от первого лица.

Удивительно, что сохранилось немало фактов о самой Энхедуанне. Например, известно, что поэтесса была дочерью Саргона, который являлся первым правителем объединенных северной и южной Месопотамий.

Сам Аккадский правитель писал о себе, что его мать была жрицей. Она скрыла факт рождения своего сына и решила спрятать новорожденного сына в тростниковую корзинку. Эту корзину жрица опустила в реку, которая принесла ребенка к Акки. Ее обнаружил фермер, который и воспитал малыша как своего сына. Саргон писал, что трудился в саду, и богиня Иштар наградила его, одарив королевским чином.

Все это стало известно в ходе археологических раскопок в Уре. Именно в 1927 году людям удалось увидеть не только клинопись, но и то, как выглядела сама поэтесса. Благодаря ей с тех пор помимо имен правителей в клинописях стали упоминать и имена жриц.

На перевод самого известного труда Энхедуанны, в котором восхваляется Инанна, было потрачено немало лет. Полностью эта работа была переведена лишь в 1968 году.

Начало гимна представляет собой 65 линий из описаний. Все эпитеты были тщательным образом подобраны поэтессой и служили для характеристик богини. После в гимне идет описание богини битв, где саму богиню поэтесса сравнивает со штормовой птицей, а младших богов – с летучими мышами.

Позже Энхедуанна была сослана из величайшего храма античности, который разрушил мятежник. Известно также, что этот самый мятежник даже домогался жрицы.

Источник: textologia.ru

Реклама