Заметные изменения в деятельности библиотек происходят в эпоху Возрождения. Открываются новые университетские библиотеки. В собственность городов переходят некоторые пришедшие в упадок монастырские библиотеки. Посетителями многочисленных публичных библиотек становятся не только церковные деятели, монахи, ученые, студенты, но и мореплаватели, инженеры, юристы, купцы, ремесленники.

Владельцы частных библиотек нередко завещают или передают их в общественное пользование. Франческо Петрарка, который считал, что публичные библиотеки надо создать в каждом городе, поскольку именно они являются распространительницами гуманистических идей, завещал Венеции (собору святого Марка) свою прекрасную библиотеку, с которой он не расставался даже в путешествиях, с тем условием, что в нее будет допущена публика. Джованни Боккаччо тоже хотел сделать свое собрание общедоступным и оставил свои книги флорентийскому монастырю Санто Спирито. На основе частной коллекции известного собирателя Никколо Никколи во Флоренции была создана публичная

библиотека Лауренциана; впоследствии для нее было построено великолепное здание, а интерьеры оформил великий Микеланджело. Современник Микеланджело, художник и историк искусства Джорджо Вазари писал: «Нигде не найти такого вольного изящества частей и целого, не найти лестницы столь удобной, ступени которой дают такие причудливые изгибы».

К проектированию библиотечных зданий привлекаются лучшие архитекторы. Было признано, что эти здания должны находиться в центре города и привлекать внимание своей красотой. Библиотека Марчиана строится в самом центре Венеции, напротив собора святого Марка и Дворца Дожей, где земля ценится чрезвычайно дорого. В ее оформлении участвуют самые знаменитые художники того времени – Тициан, Веронезе, Тинторетто.

Датой основания Библиотеки Ватикана официально считается 15 июня 1475 года, когда папа Сикст IV издал буллу, узаконившую этот факт. Но к тому времени библиотека имела давнюю историю. Уже первые Папы начали собирать древние рукописи. А истинным основателем библиотеки может быть назван папа Николай V, который объявил ее публичной и оставил после своей смерти более полутора тысяч рукописей. К XVI в. фонд библиотеки был близок к четырем тысячам. Содержание многих трудов увековечивали для последующих поколений сотни переписчиков. Коллекция включала не только священные книги и теологические труды, но и философские трактаты, классические произведения греческой, латинской, древнееврейской, древнесирийской, коптской и арабской литературы, а также материалы по юриспруденции, истории, искусству, архитектуре и музыке. Особо ценные рукописи переплетали, переплеты отделывали бархатом и шелком и снабжали папским суперэкслибрисом, выгравированным на металлической пластинке.

Легенда гласит, что в главной библиотеке римско-католической церкви есть секретные комнаты, о которых знают только посвященные. И что многие Папы, проведя всю жизнь в Ватикане, даже не подозревали об их существовании. Например, некоторые рукописи великого Леонардо да Винчи так до сих пор и хранятся за семью печатями, потому что содержат нечто, способное нанести урон престижу церкви. Особой загадкой библиотеки считаются некие таинственные книги тольтеков – древних индейцев. Говорят, что в них содержатся сведения о пропавшем золоте инков, о тайнах идолов острова Пасхи, что это единственный источник достоверной информации о посещении в древности нашей планеты инопланетянами.

В 1604 г. руководитель библиотеки Ватикана Джованни Бранко был послан с миссионерской целью в Китай. В древних манускриптах он вычитал описание тележки, приводимой в движение с помощью паровой турбины и «огненного колеса» (это был некий прообраз автомобиля). Решение Бранко ознакомить мир с этими знаниями привело к изъятию переводов и помещению их в секретный фонд библиотеки. Автора же крамольных записей отстранили от должности и сослали в дальний монастырь.

Чтобы раскрыть тайны Ватиканской Библиотеки, надо поработать с ее фондом. Но допуск читателей к многочисленным архивам строго ограничен. Официально библиотека открыта для научно-исследовательской работы, но ежедневно ее могут посещать в среднем 150 ученых и специалистов.

Сегодня фонды Библиотеки Ватикана насчитывают 70 тысяч рукописей; 8 тысяч первопечатных книг; 1 миллион более поздних изданий; более 100 тыс. гравюр; около 200 тыс. карт и документов; множество произведений искусства. Библиотека продолжает пополняться и сегодня, и предполагается обеспечить доступ к ее материалам через Интернет.

В ХIV веке возникли первые публичные библиотеки в Италии и Франции. Спустя столетие они появились в Англии и других европейских странах. Надпись на дверях одной из таких библиотек гласит «Всякий изучающий науки, входящий сюда, не хлопай дверью и не стучи грубо ногами – это неприятно музам. Если ты найдешь кого здесь уже сидящим, почтительно поклонись молча, и не занимайся болтовней: здесь умершие говорят с занимающимися».

На севере Европы, в бурно развивающихся городах библиотеки создаются по инициативе городских властей. Священник и просветитель Мартин Лютер призывал «не останавливаясь перед затратами, открывать в больших городах библиотеки, которые устраивали бы всех». Такие библиотеки могли возникать при ратушах, церквах, гимназиях. Открыты они были обычно всего несколько часов в неделю.

Церковь Олевисте в Таллине. Здесь в 1552 г. была основана первая городская общедоступная библиотека.

Домский собор в Риге. В одной из его галерей в течение более 300 лет, вплоть до конца XIX в. размещалась Рижская городская библиотека.

Развитие библиотек католического мира во многом связано со стилем барокко. Интерьеры библиотек украшались не только выставленными на полках и в витринах книгами, но картинами, скульптурами. Стены и потолки покрывались росписями, связанными с содержанием материалов, хранившихся в том или ином зале.

12
Библиотека Эскориала

В 1557 г. испанский король Филипп II основал монастырь Эскориал, основной частью которого должна была стать библиотека. Известные архитекторы и художники спланировали ее пространство и дизайн. Библиотека размещалась в двух залах, в третьем находился архив. В первом зале были представлены рукописи и книги античных авторов, литература по религии, философии, праву, истории, медицине. Украшен зал был изображениями святых, портретами ученых-теологов. Во втором зале размещались карты, глобусы, астрономические и математические инструменты, часы, изображения генеалогических древ, античные вазы. Оформление здесь строилось на мотивах сотворения мира, были представлены портреты Архимеда, Птолемея, Аристотеля, Колумба, Магеллана и завоевателя Америки Кортеса.

Страговский-монастырь-билиотека
Библиотека Страговского монастыря

Уникальна по архитектуре и дизайну библиотека Страгова монастыря в Праге. Идеи философа Иеронима Гринхейна, работавшего в библиотеке в 70-х гг. XVII в., о подлинной и ложной мудрости воплощены в росписях двух залов – Теологического и Философского. Рассматривая фрески, посетители библиотеки должны были понять, что ученые и писатели через книги дают жизнь своим идеям, что при чтении книги и их авторы оживают, а их идеи приносят радость потомкам. Сейчас здесь находится библиотека Музея национальной письменности, и она является действующей (равно как и сам монастырь). При входе висит небольшое объявление, в котором туристов просят принять во внимание, что в архиве работают люди, а потому любопытство стоит проявлять умеренное и не нарушать тишину.

Библиотечным книгам во все времена угрожали воры и зачастую эти воры были достаточно известными и уважаемыми людьми. Матиас Флациус, выдающийся историк немецкой Реформации и лютеранский проповедник, ходил по монастырям, переодевшись монахом, и крал из библиотек не только особо любимые им тома, но и отдельные части их, а иногда только страницы. Папа Римский Иннокентий X (когда он ещё был кардиналом Памфилио), застигнутый на месте преступления в одной из церковных библиотек Франции, столь страстно отстаивал свою невиновность, что украденная им книга вывалилась из складок кардинальской мантии.

image
Книжное колесо

Страсть брауншвейгского герцога Августа, коллекция которого составила основу знаменитой Герцогской библиотеки в Вольфенбюттеле, к чтению была столь велика, что по его инициативе был создан специальный механизм – «книжное колесо».

В XV–XVII вв. в Москве появляются Патриаршья библиотека, дворцовые библиотеки, частные книжные коллекции крупных бояр, расширяются библиотеки Троице-Сергиева, Соловецкого, Белозерского монастырей. Развиваются также подсобные, «учрежденческие» библиотеки, которые должны были обслуживать государственный аппарат и службы этого аппарата – царские приказы. Сохранились сведения о библиотеке Аптекарского приказа, отвечавшего за медицинское дело в стране, подготовку врачей, лечение царской семьи, Посольского приказа («министерства иностранных дел»), Пушкарского, который ведал артиллерийским и фортификационным делом.

Тайна библиотеки Ивана Грозного, включавшей в себя уникальные книги античных времен, даже раритеты Александрийской библиотеки, не дает покоя историкам и археологам уже не одно столетие. Ее искали в Московском Кремле, в Александровской слободе, тщательно перебирали камень за камнем при строительстве комплекса на Охотном ряду. Поиски не увенчались успехом.
Есть версия, по которой библиотеку надо искать на территории Курской области. Толчком к этой версии послужила по-новому прочитанная запись атамана Кудеяра (по преданию, он был сводным братом Грозного). В ней говорится: «В Курском уезде, близко от Ямской слободы, погреб с поклажей, а в том погребе 12 бочек серебряных копеек, да 4 котла жемчуга насыпаны, да лежит 1 тысяча бердышей, да мушкетов, и… книги, и Евангелие, и всякая церковная утварь, и платье, и сабля булатная». Не исключено, что речь идет именно о библиотеке царя, обоз с которой мог быть захвачен Кудеяром, совершавшем свои разбои на Северской земле, куда входила и территория Курской области.
Уверяют, будто бы царь Василий Иванович (отец Грозного), будучи женатым на Соломонии, не имел детей. Он обратился к греческим патриархам за благословением на развод. Патриархи не согласились, а один из них даже ответил: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Соломонию постригли в монастырь, но к ужасу и раскаянию царя разнесся слух, что она оказалась беременной, родила сына Георгия, тайно от всех воспитывала его, с затаенной местью говоря: «В свое время явится он в могуществе и славе».
Василий Иванович, расставшись с Соломонией, женился на Елене Глинской, у которой родился сын Иван (Иван Васильевич Грозный). Ростовская летопись повествует, что в минуту его рождения, 25 августа 1530 года, в 7 часов вечера, воздух был потрясен неслыханными ударами грома, следовавшими один за другим при ослепительной, непрерывной молнии.
Народные предания много говорят о сыне Соломонии. Известный историк Николай Костомаров считал его прототипом Кудеяра – разбойника, приведшего будто бы крымского хана на Москву при Иване Грозном. Имя Кудеяра было особенно популярно в Обоянском уезде Курской губернии: там показывают Кудеяровы кручи, курганы, трущобы, камни. По другим преданиям, Георгий Кудеяр не раз спасал жизнь своего сводного царственного брата.
Одним из мест, где могли быть спрятаны уникальные книги, считаются также каменоломни города Старицы в Тверской области.
В 1472 году царь Иван III, дед Ивана Грозного, женится на дочери византийского императора Зое Палеолог. Зоя, ставшая после венчания русской царицей Софией Фоминичной, привезла с собой часть византийской библиотеки. Она родила пять сыновей, младшим из которых был Андрей Старицкий. Библиотека все же, вероятно, хранилась в Москве, поскольку пограничная Старица была небезопасным местом. Однако спустя годы Иван Грозный около семи лет жил в своей старицкой резиденции, и вполне мог привезти сюда из Москвы книги для работы с ними. В пользу этой версии говорят сохранившиеся письма царя бежавшему из Москвы в Литву князю Андрею Курбскому, свидетельствующие о подробном знании истории.
Но что же стало с уникальной библиотекой потом, куда она исчезла? Возможно, она погибла в огне, когда в 1671 году Москва была полностью сожжена Девлет-Гиреем. Но можно допустить, что книги находятся в Старице. Все пространство под городом пронизано древними тоннелями, сделанными добытчиками белого строительного камня.

Источник: library.ru

Реклама