Урсула Крёбер Ле Гуин  (21 октября 1929, Беркли, США — 22 января 2018, Портленд, США) — американская писательница и литературный критик.

Ле Гуин — автор романов, стихов, детских книг, публицист. Наибольшую известность получила как автор романов и повестей в жанрах научной фантастики и фэнтези. Книги Ле Гуин отмечены интересом к межкультурному взаимодействию и конфликтам, даосизму, анархизму и коммунизму, феминизму, психологическим и социальным темам. Она является одним из наиболее авторитетных фантастов, обладательницей нескольких высших наград в области научной фантастики и фэнтези («Хьюго», «Небьюла», «Локус»).

Родилась 21 октября 1929 года в Беркли, штат Калифорния, в семье известного антрополога Алфреда Крёбера и писательницы Теодоры Крёбер. Урсула и три её брата, Клифтон, Теодор и Карл Крёбер много читали, и на них оказал влияние большой круг друзей их родителей, среди которых были представители коренных народов США и Роберт Оппенгеймер, который вдохновил её главного героя книги «Обделённые». Ле Гуин заявила, что в ретроспективе, она благодарна за легкость и счастье ее воспитания. Окружение способствовало её интересу к литературе, и первый фэнтези-рассказ она написала в 9 лет, а своей первый научно-фантстический рассказ написала в возрасте 11 лет, и отправила на публикацию в журнал Astounding Science Fiction, однако журнал вернул его, отказавшись печатать.

Она была смелой и свободной в жизни и на бумаге, не заигрывала в жанр, но его создавала, его вынашивала, выстраивала что-то новое на фундаментах научной фантастики и антропологии.

Ле Гуин отличается от других писателей-фантастов прежде всего более гуманитарным уклоном, акцентом на социологию и антропологию. Это особенно заметно в научно-фантастических книгах так называемого Хайнского цикла, объединённых темой культурного взаимодействия планет далёкого будущего. Наиболее показателен в этом отношении роман «Обделённые», снабжённый подзаголовком «Неоднозначная утопия» и повествующий о культуре, основанной на анархизме.

Несмотря на фантастические детали, книги Ле Гуин — всегда о человеке. Романы Хайнского цикла рассказывают о конфликтах, взаимодействии и взаимопроникновении отличающихся друг от друга культур. Зачастую эти культуры отмечены необычными, порой экзотическими чертами, и обыгрывая эту необычность, автор приглашает читателей задуматься об их собственных мировоззрениях. Как пример можно привести глубокое исследование влияния пола на личность, жизнь и восприятие человека в книге «Левая рука тьмы», герой которой — человек на планете, населённой в основном бесполыми разумными существами, периодически приходящими в состояние, позволяющее им размножаться. Это состояние, придуманное Ле Гуин, позволяет жителям планеты менять пол, так что одно и то же существо в течение жизни может быть и матерью, и отцом.

Миры Ле Гуин, убедительные в мельчайших деталях, населены персонажами, главное в которых — их неизменно человеческие черты. В отличие от многих других авторов фантастики, цель, к которой направлены сюжеты её книг, часто находится внутри героя — это взросление, преодоление себя, познание или вхождение в другую культуру, отыскание в себе ответа на какой-то вопрос, а не какое-то свершение или преобразование мира вне самого себя.

Так, например, ставшие классикой фэнтези повести о Земноморье — «Волшебник Земноморья» (1968), «Гробницы Атуана» (1971), «На последнем берегу» (1972), «Техану» (1990) — могут интерпретироваться как притчи о взрослении, о встрече с иным, о жизни и смерти и мире с самим собой. По мотивам книги цикла — «На последнем берегу» — Горо Миядзаки снял анимационный фильм «Сказания Земноморья».

Галина Юзефович: Принято считать, что фантастика — отдельная область, надежно изолированная от остальной литературы и живущая по собственным законам. Обитатели этой области именуют ее фэндомом, недоброжелатели обзывают гетто, кто-то мечтает о прорыве блокады, кто-то, напротив, твердо стоит на позициях изоляционизма — но сам факт некоторой обособленности мира фантастики от «большой литературы» никто, в общем, не оспаривает. Писателей, принадлежащих сразу обоим мирам, свободно пересекающих границу между ними, по сей день не очень много, и одним из первых в их ряду стала американка Урсула Ле Гуин.

Главное, что отличало творчество Ле Гуин на всем его без малого полувековом протяжении, — это удивительная способность использовать фантастический инструментарий для разнообразных мысленных экспериментов, ставящих своей целью исследование вещей сугубо земных.

Влияние Урсулы Ле Гуин на современную литературу так велико, что границы его едва ли можно надежно очертить. О своей любви к ее книгам говорят Салман Рушди, прошлогодний нобелевский лауреат Кадзуо Исигуро, Нил Гейман (которого она, к слову сказать, совсем недавно отчитывала за легковесность и безыдейность), Дэвид Митчелл, Чайна Мьевиль и многие другие сегодняшние писатели первого ряда.

Утверждать, что Урсулы Ле Гуин будет нам не хватать, не вполне точно. В Земноморье ее наверняка заждались друзья, а написанного, придуманного или только намеченного Ле Гуин, хватит человечеству еще надолго, если не навсегда. Более того, по проложенной ею некогда тропинке из фантастики в большую и серьезную, заостренно актуальную литературу движение понемногу налаживается — причем, что характерно, в обе стороны. Писатели, вводящие в свои тексты элементы фантастического, говорящие о важном, используя для этого арсенал жанровых метафор и приемов, напрямую следуют за Ле Гуин, даже если сами не отдают себе в этом отчета. Подобно многим по-настоящему крупным писателям, она стала воздухом литературы, которым можно дышать, не задумываясь о его происхождении.

Словом, смерть Ле Гуин — тот случай, когда набившее оскомину словосочетание «вечная память» (или, во всяком случае, «вечная благодарность») не столько пожелание, сколько пророчество. Как писала она сама в самой своей известной книге «Волшебник Земноморья», «в молчании слово, а свет лишь во тьме, и жизнь после смерти проносится быстро, как ястреб, что мчится по сини небесной, пустынной, бескрайней»…

По материалам статей Википедии Московский комсомолец Медуза

Книги Урсулы Ле Гуин можно взять почитать в отделе Абонементов, 311ауд. корп. А.

Ле_Гуин Урсула Волшебник Земноморья / УрсулаЛе_Гуин. — СПб: Северо-Запад, 1992.

Ле Гуин У. Малафрена : фантастический роман : пер. с англ / У. Ле Гуин. — Москва: Эксмо, 2004.

Ле Гуин У. Проклятый дар : роман : пер. с англ. / У. Ле Гуин. — М.: Эксмо, 2007.

Ле Гуин У. Сказания Земноморья : роман : пер. с англ. / У. Ле Гуин. — Москва: ЭКСМО, 2003.

Ле Гуин У. Толкователи : фантастический роман : пер. с англ / У. Ле Гуин. — Москва: ЭКСМО, 2003

Ле Гуин У. Ожерелье планет Экумены : фантастические произведения : пер. с англ / У. Ле Гуин. — Москва: ЭКСМО-Пресс, 2001.

Ле Гуин У. Морская дорога Рассказы об Орсинии : фантастические произведения : пер. с англ / У. Ле Гуин. — Москва: ЭКСМО, 2003.

Ле Г.У. Левая рука тьмы : Фантаст. романы: Пер. с англ / Г.У.Ле. — Новосибирск: Интербук, 1992.

Планета изгнания; Слово для «леса» и «мира» одно; Рассказы / Ле Гуин У.,. — М.: Все для Вас, 1992. — (Американская фантастика : В 14 т; Т.8).

Реклама