Поэзия объединяет страны, народы, культуры и помогает людям понять друг друга. На протяжении веков мысли и чувства, облеченные в поэтическую форму, проникают в сердца людей, напоминая, что мы все одна большая семья и что мы, такие разные, на самом деле очень похожи друг на друга.

Отмечая Всемирный день поэзии ЮНЕСКО также обращает наше внимание на удивительную способность поэтического слова пробуждать в человеке его творческие способности.

Решение провозгласить 21 марта Днем поэзии было принято ЮНЕСКО в 1999 году на 30-й сессии, проходившей в Париже.

Одной из основных целей Всемирного дня поэзии является поощрение языкового разнообразия и поддержка исчезающих языков посредством поэзии.

Кроме того, этот День призван содействовать развитию поэзии, возвращению к устной традиции поэтических чтений, преподаванию поэзии, восстановлению диалога между поэзией и другими видами искусства, такими, как театр, танцы, музыка, живопись, а также поощрению издательского дела и созданию в средствах массовой информации позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства, открытого людям.

Источник: un.org

Интересные факты о поэзии

Женщины в большой поэзии (наиболее известные поэтессы): Анна Ахматова (1889-1966), Марина Цветаева (1892-1941), Леся Украинка (1871-1913), Маргарита Алигер (1915-1992), Белла Ахмадулина (1937-2010), Ольга Берггольц (1910-1975), Зинаида Гиппиус (1869-1945), Юлия Друнина (1924-1991), Вероника Тушнова (1911-1965), Агния Барто (1906-1981), Римма Казакова (1932-2008), Юнна Мориц (р.1937).

* * * * *
Известный российский поэт, сценарист и поэт-песенник Григорий Поженян (1922-2005) родился и умер в один и тот же день — 20 сентября.

* * * * *
Анализ 3700 русских стихотворений, посвящённых природе, показал, что наиболее поэтичными считаются следующие виды деревьев (по числу упоминаний): берёза — в 84 стихотворениях, сосна — в 51, дуб — в 48, ива — в 42, ель и рябина — по 40, тополь — 36, клён и липа — по 30. Примеры типичных ассоциаций: «Сосны и ели представляют часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина». Если берёза и рябина — деревья «ностальгические» в том смысле, что на чужбине они напоминают родину, то липа ностальгична не в географическом, а в историческом измерении. С ней связано прошлое России, память о классическом девятнадцатом столетии, о дворянской культуре»; дуб олицетворяет собой высшую степень твёрдости, мужества, силы, величия». ( М.Н.Эпштейн, «Природа, мир, тайник вселенной…» М.,1990).

* * * * *
Одно из самых длинных названий в русской поэзии принадлежит перу Гаврила Державина, который озаглавил своё стихотворение так:
«Желание зимы его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса».

* * * * *
В текстах Пушкина — около 22 тысяч слов. Примерно 16 тысяч слов он употребил всего один раз. Словарь Лермонтова содержит около 15 000 слов.

* * * * *
Два великих писателя 17 века — Вильям Шекспир и Мигель Сервантес де Сааведра — умерли в один и тот же год и в один и тот же день — 23 апреля 1616 года.

* * * * *

В стихах Пушкина нет дактилических (трёхсложных) рифм, а 15% текстов Пушкина составляют белые стихи.
* * * * *
Больше всего рифм в русском языке образуют глаголы с клаузулой «ать» — более 5500.
* * * * *
В русском языке есть слова, не имеющие никаких рифм вообще: туловище, жаворонок, восемьдесят, выхухоль, заморозки, набережная, пользователь, проволока и др.
* * * * *
Самая большая по объёму – девятисложная рифма — имеет в своём составе 9 слогов начиная с ударного: Выкристаллизовавшиеся — выбаллатировавшиеся
* * * * *
В клаузулах рифмующихся слов никогда не бывает твёрдого знака.
* * * * *
Весь Коран построен на рифмах. Первые словари рифм появились ещё в средневековье.
* * * * *
Подавляющее большинство русских рифм состоит из слов, в которых послеударные окончания не сходны по написанию.
* * * * *
В русском языке могут рифмоваться слова с различным количеством послеударных слогов: заваль — журавль, рубль — убыль, транзистор — министр ..

* * * * *
Выдающийся русский писатель Иван Бунин в 1933 получил Нобелевскую премию в области литературы за поэтический перевод «Песни о Гайавате» Генри Лонгфелло. «Песня о Гайавате» — свод преданий североамериканских индейцев в духе, ритмике и мелодике карело-финской «Калевалы». Т.о. премия присуждена русскому поэту — за перевод с английского языка — индейского эпоса — в духе карело-финской «Калевалы».

* * * * *
Будучи вместе с Данте родоначальником европейского Возрождения, Петрарка считал, что его прославит в веках, подобно гомеровской «Илиаде», его эпическая поэма «Африката», посвящённая победе Рима над Карфагеном и написанная на латыни. Однако сейчас о его поэме мало кто знает. Славу Петрарки составляет сборник его сонетов «Канцоньере» — образец возвышенной и всепоглощающей любовной лирики. Все сонеты Петрарка посвящал своей возлюбленной — Лауре, которую он видел издалека всего один раз в своей жизни и которую потом воспевал в течение 21 года, несмотря на то, что Лаура была замужем за другим и имела от своего мужа 11 (!) детей.

* * * * *
К плохим поэтам издавна относились с иронией, а их творчество всегда было предметом насмешек. Считалось (и считается и поныне), чтобы писать стишки (крапать стишата) талант вовсе не обязателен. О бездарных поэтах ходили анекдоты, их «произведения» называли бумагомарательством, а самих авторов в народе именовали словами, многие из которых впоследствии перешли и в литературный язык: рифмач, рифмотвор, рифмотворец, рифмоткач, рифмоплёт, рифмоплут, рифмопряд, стихокропатель, рифмоблуд, стихоблуд, стихоткач, стихоплёт и др.

* * * * *

Метрофобия — боязнь поэзии, основанная на страхе выглядеть растерянно и глупо при попытке понять смысл и правильно расшифровать образы, заложенные в стихах. В какой-то мере метрофобия — это страх признать для себя свой низкий интеллектуальный уровень, «недотягивающий» до высокой позии и высоких материй в целом.

* * * * *
Самые древние стихи были созданы в 23 веке до нашей эры жрицей и принцессой Эн-хеду-ана (En-hedu-ana). Она является самым ранним автором, известным по имени, а также первой поэтессой. Эн-хеду-ана была дочерью основателя Аккадского царства — царя Саргона, и известна по шумерским гимнам о лунном боге (Нанне) и его дочери, богине утренней звезды (Инанне).

* * * * *
Печальная статистика:
Александр Радищев (1749-1802) отравился.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) умер от смертельных ран, полученных на дуэли.
Сергей Есенин (1895-1925) порезал вены и повесился.
Владимир Маяковский (1893-1930) застрелился.
Марина Цветаева (1892-1941) повесилась.
Николай Дементьев (1907-1935) выбросился из окна.
Николай Клюев (1887-1937) был репрессирован и расстрелян.
Юлия Друнина (1924-1992) отравилась газами в гараже.
Николая Рубцова (1936-1971) задушила невеста.
Иосиф Уткин (1903-1944) погиб в авиационной катастрофе.
Янка Купала (1882-1942) упал в пролёт лестницы с 10-го этажа и разбился.
Александр Башлачев (1960-1988) выбросился из окна.

* * * * *
Кто такой Пегас?
Согласно древнему мифу, Пегас — волшебный крылатый конь, родившийся на берегу океана из туловища убитой Персеем Горгоны Медузы. Пегас в переводе с греческого означает «бурное течение». Конь обитал в горах, в основном, на Парнасе, летал с быстротой ветра и доставлял Зевсу громы и молнии на Олимп. От удара копытом Пегаса на горе Геликон, где жили покровительствовавшие искусствам музы, возник источник Гиппокрена, из которого стали черпать вдохновение поэты. По этой причине в III веке до н.э. александрийские стихотворцы создали представление о Пегасе как о коне поэтов — символе поэтического вдохновения. «Оседлать Пегаса» — написать вдохновенные стихи, а в более широком смысле — стать поэтом.

* * * * *
Омографы (от греч. homos — одинаковый и grapho-пишу) — слова, совпадающие по написанию, но различные по произношению (уже — уже, плачу-плачу, замок — замок, вести-вести…). Омографы часто обыгрываются в стихах. «Нам любые дороги дороги…» (Ю. Энтин)

* * * * *
Всем известен поэт Саша Чёрный. Однако был ещё и поэт Саша Красный (1882-1995), известный ныне не столько своими стихами, сколько своими литературными рекордами. Саша Красный писал стихи ещё во время революции 1917г., но вступил в Союз писателей СССР только в 102 года. Последний же свой сборник стихов выпустил аж в 111 лет, будучи уже поэтом современной России.

* * * * *
У поэтов всего мира также есть свой профессиональный праздник — Всемирный день поэзии (World Poetry Day). Он был утверждён ЮНЕСКО в 1999 году и отмечается ежегодно 21 марта.

* * * * *
За свою литературную жизнь Пушкин заработал около 254000 царских рублей, что в пересчёте на современные деньги составляет примерно 23 миллиона рублей (или свыше 380 000$). Литературными источниками дохода Пушкина были:
— книгоиздание (основная прибыль);
— публикации в журналах (за гонорары — из расчёта червонец за строку);
— жалованье за работу в архиве.
Таким образом, средний заработок Пушкина в месяц (около 112000 сегодняшних рублей) позволял ему вести весьма среднее существование, так как ему необходимо было «держать марку» и часто появляться при дворе. Кроме того, заработки Пушкина были нерегулярными, а сам поэт не умел экономить и при жизни сорил деньгами.
Самым доходным произведением для Пушкина стал его роман в стихах «Евгений Онегин». Прижизненные издания «Евгения Онегина» и отдельных его глав принесли поэту прибыль, эквивалентную 4 000 000 современных российских рублей (или ~68 000$).
Кроме литературных доходов Пушкин имел небольшие (по сравнению с литературными) доходы от своих родовых имений.

Источник: http://rifmoved.ru

Реклама