Искусство спасения старинных книг на пергаменте

Искусство спасения старинных книг на пергаменте

В раннем Средневековье до того, как было изобретено книгопечатание, книги писались на пергаменте – специальном материале, который получали из сыромятной шкуры овец, баранов, свиней и других домашних животных. Во время изготовления пергамента шкуры высушивали и тщательно скоблили, от чего на «страницах» часто появлялись разрезы и дыры. Чтобы реанимировать ценные листы, мастера приноровились «зашивать» дыры при помощи разноцветных шелковых нитей.

Образец зашитой страницы старинной книги.
Образец зашитой страницы старинной книги

Изготовление пергамента – дорогостоящий и длительный процесс. Кожу домашних животных сначала тщательно промывали, удаляя налет грязи и кровь, затем на протяжении нескольких дней вымачивали в щелочном растворе, что помогало удалить волосяной покров. Сушили вымоченную кожу натянутой на специальную деревянную раму. Когда и этот процесс был завершен, кожу обрабатывали острым ножом, удаляя подкожный слой клетчатки, добиваясь минимальной толщины будущего листа. За этим следовала шлифовка и разглаживание при помощи пемзы. Весь процесс требовал от мастеров осторожности и мастерского владения инструментом, одно неверное движение – и кожа могла быть испорчена.

Как спасали порванные страницы пергамента.
Как спасали порванные страницы пергамент

Сохранить «лист» полностью целым удавалось не всегда. Тогда на помощь приходили мастера и мастерицы, которые сшивали кожу, превращая «шрамы» в настоящие произведения искусства. Яркие цвета, аккуратные стежки, художественное оформление – вся работа выполнялась кропотливо и скрупулезно. Одна из таких книг с зашитыми страницами, произведенная в XIV веке, хранится в библиотеке монастыря в Вадстене (Швеция).

Рисунок дракона на следующей странице расположен симметрично разрезу.
Рисунок дракона на следующей странице симметричен разрезу
Разрезы, которые писец превратил в мужской портрет.
Разрезы, которые писец превратил в мужской портрет

Зашитые страницы книги.

Разрезы чаще всего использовались, как элемент декорирования. Даже если их не зашивали нитками, в некоторых случаях они могли быть использованы, как «окошки» (на следующей странице симметрично отверстию располагался рисунок) или части композиции (в одной из книг три отверстия, расположенные рядом, писец «превратил» в изображение лица, дорисовав недостающие элементы).

Шрамы на пергаменте.
Шрамы на пергаменте
Страница, зашитая разноцветными нитями.
Страница зашитая разноцветными нитям

Страница средневековой книги.

Страница средневековой книги.

Книги в Средневековье были настоящими произведениями искусства, ведь каждая была неповторима. Часто книгописцы придумывали оригинальные способы оформления.

По материалам сайта amusingplanet.com

Реклама