В статье рассматривается подход организации учебного процесса с точки зрения Теории поколений. Авторы анализируют сильные и слабые стороны нового поколения Z, целесообразность применения технологии ИКТ на учебных занятиях для осуществления эффективного педагогического процесса.

Ключевые слова: поколение Z, теория поколения, ИКТ, поведение, обучение

O.A. Nadvornaya

I.Yu. Mishota

Theory of generations to improve teaching and learning process at the present stage.

The article deals with the approach of the organization of the educational process in terms of the theory of generations. The authors analyze the strengths and weaknesses of the new generation Z, the appropriateness of using ICT in training sessions for effective teaching process.

Keywords: generation Z, theory of generations, ICT, teaching process, behavior

Для осуществления эффективного педагогического процесса необходимо взаимопонимание, общая цель у педагога и обучающегося. Как достичь взаимопонимания, если преподаватель и обучающийся разных поколений?  Как сделать процесс обучения более эффективным. Может ли теория поколений помочь в этом? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

Теория поколений была создана в 90-х годах XX века американскими учеными — историками и социологами Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они отказались от интерпретации возрастной педагогики о различиях в поведении и обучении на основе возраста и охарактеризовали поколения, исходя из глубинных ценностей. Их внимание привлек известный «конфликт поколений», который не связан с возрастными противоречиями.

В Российскую педагогическую науку теория поколений была внедрена, благодаря усилиям группы учёных под руководством Евгении Шамис (основатель и координатор проекта «RuGenerations) в 2003-2004 годах.

Основой теории поколений явился тот факт, что у людей выросших в разных исторических периодах различаются и системы ценностей.

Следует отметить, что ценность, определяемая как значимость явлений и объектов реальной действительности с точки зрения их обусловленности потребностями общественных интересов и интересов личности, детерминируется не только семейными факторами, но и формируется под воздействием всех общественных событий (социальных, политических, технологических и т д) происходящих в период взросления.

Несмотря на тот факт, что каждый человек является носителем индивидуальных ценностей, теория поколений учитывает лишь общемировые и национальные ценности, которые присущи не только отдельной личности, но и окружающим.

Формирование ценностей происходит согласно данной теории примерно до 12—14 лет.

Поколение — группа людей, которые родились в определенный период времени и испытали на себе влияние одних и тех же особенностей воспитания и событий, обладают похожими ценностями. Мы не замечаем все эти факторы, действующие неприметно, однако именно они определяют во многом наше поведение: как мы общаемся, развиваемся, как ставим цели, что нас мотивирует. Примерный временной промежуток, в который рождаются представители одного поколения и составляет 20—25 лет [3].

Теория поколений рассматривает общемировые и исторические особенности, выделяя несколько возрастных групп:

– Величайшее поколение, родившееся в 1900—1923годах.

– Молчаливое поколение, родившееся в 1923—1943 годах.

– Поколение беби-бумеров, родившееся в 1943—1963 годах.

– Поколение Х («Икс»), родившееся в 1963—1984 годах.

– Поколение Y («миллениум или игрек»), родившееся в 1984—2000годах.

– Поколение Z «Зэд», родившееся в 2000-2020 годах.

Остановимся на характеристике каждого поколения поподробнее.

Величайшее поколение (1900—1923)

Базовые ценности данного поколения формировались такими событиями как революция, Гражданская война, коллективизация, электрификация и т д.

В этой связи, людям той эпохи свойственны такие качества как категоричность суждений, вера в идеалы светлого будущего. Видимо трудные годы привили им и ответственность, трудолюбие, коллективизм.

Этих людей трудно в чем то переубедить,  даже в преклонном возрасте, в 80—90 лет, они способны  настойчиво обращаться  по инстанциям, чтобы доказывать свою правду, бороться за справедливость.  Богатство  для них  являются сомнительной ценностью. Приоритетом же у них – семейные и трудовые традиции.

Молчаливое поколение (1923—1943)

Ценностная ориентация этого поколения формировались в условиях тяжелых годов  восстановления хозяйства после Гражданской войны ,  и последовавшими годами Великой Отечественной войны. На них оказали влияние и сталинские репрессии. В этих условиях повышается ценность семейных отношений, поскольку за пределами семьи, они себя чувствуют под прессингом карательных репрессивных органов. В этой связи их закрытость в социуме, молчаливость и дало название этого поколения – «молчаливое»,данному поколению присуще уважение к законам. Для них важны должности и статусы других людей, они очень исполнительны. Они не умеют отдыхать, отдых у них связан с каким то полезным делом,  работой в саду, на даче, зачастую  связан с заготовкой  соленьями, вареньем и консервированием.

Поколение беби-бумеров (1943—1963)

Основное влияние на данное поколение оказали следующие события:

Победа в Великой Отечественной войне, развенчивание культа личности Сталина,  «хрущевская»  оттепель, достижения страны в космосе, достижения в медицине и медицинском обслуживании. Всплеск рождаемости и дал название этого поколения. Страна в которой они воспитывались превратилась в настоящую супер державу. Вера в свою страну стала главной детерминантой в их мироощущении. «Бэби-бумеры» отличаются тем, что верят в командный дух и победу, хотят оставаться активными,часто страдают трудоголизмом, соблюдают режим дня, предпочитают все натуральное, любят путешествовать.

Поколение Х, или Неизвестное поколение (1963—1984)

Ценностными ориентирами этого поколения являются динамичность, восприимчивость к изменениям, умение воспользоваться предоставленным выбором, всеобщая информированность, в том числе техническая грамотность. Наряду с этим им присуще чувство индивидуализма, прагматизма, Надежды на собственные силы. К учебе они относятся с энтузиазмом и готовы в получению новых знаний в незнакомых им сферах. Это самое многочисленное поколение в современном бизнесе.

Будучи детьми они воспитывались родителями в жестких условиях, приучающих их к ранней самостоятельности. Их родители считали, что только трудности могут закалить ребёнка и подготовить его к самостоятельной жизни, поэтому зачастую создавали им эти трудности искусственно в педагогических целях.

Это поколение привыкло основываться на собственном опыте, но все же мнение близких людей у них не на последнем месте. В отличии от предыдущего поколения они больше индивидуалисты, ценят своё и чужое время, которого им всегда не хватает. Индустрия быстрого питания несомненно это их востребованность. В то же время серьёзно относятся к собственному здоровью, поскольку им некогда болеть.

Вместе с тем, на это поколение оказывают влияние и происходящие социальные и политические события и явления: закрытость страны, застой, холодная война. Представители поколения X отличаются тем, что любят индивидуальные, даже экстремальные виды спорта,стремятся сократить время на выполнение задач, готовы платить за удобство и скорость, ценят возможность подчеркнуть свою индивидуальность и уникальность, прагматичны и практичны, здоровье расценивают как работоспособность, при заболеваниях снимают симптомы.

Поколение Y, или поколение Миллениум, Next (1984—2000)

Ценностные ориентиры этого поколения характеризуются следующими атрибутами: свобода, развлечения, результат как таковой. Вместе с тем, наряду с этим ценностями  этих людей считаются также  понятия «гражданский долг» и «мораль», «ответственность», однако психологи отмечают наряду с этим их некоторую  наивность и умение подчиняться. Однако немедленное вознаграждение выходит у них на первый план.

Другим названием оттого поколения можно встретить в исследованиях как поколение «большого пальца» . Это связано с тем что сотовый телефон стал непременным атрибутом. Вместе с те, Они очень напоминают некоторыми качествами представителей Величайшего поколения, представители которого родились в начале прошлого века- такие  же категоричные.

Сопутствующими событиями этого поколения стали исторически значимые-  распад СССР. Сопутствующие этому периоды их жизни: теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, интернета- все это обусловило их жизненное восприятие действительности.

Активное распространение наркомании, табакокурения, алкоголизма – вот такие негативные явления превращаются в общественно значимые   проблемы. Они обсуждаются на самом высоком уровне, приобретают международный характер. Посредством телевидения   и интернета все выплескивается в открытое пространство. Кроме этого, происходящие процессы глобализации и стирания границ. На этой основе происходит   нивелирование национальных особенностей, различий и традиций.

В отличии от их родителей , представители этого поколения не так самостоятельны.

«Игрекам» важна внешняя атрибутика – бренды,мода. Даже в  спорте для них главное не победа, просто чтобы получить удовольствие и что это модно.

Поколение Z или центениалы.

Поколение XXI века принято называть «центениалами», «поколением Z» или «homelanders». С английского «centennial» — столетний. Буквально поясняя, центениалы – это поколение людей, которые по причине активного развития биотехнологий, будут жить около 100 лет. Но это, пожалуй, далеко не единственное их достоинство.

Центениалы – дети из эпохи технологий, интернета и межкультурной глобализации. Это поколение живет в виртуальном и реальном мире одновременно. А значит, в сознании поколения Z стираются грани между странами, нациями и культурами. Для них нет барьеров и запретов в освоении любой сферы деятельности, потому что они могут узнать об всех и всем из глобальной сети. Несмотря на бесконечный поток информации, в котором живет поколение Z, оно не теряет способностей выделять необходимые факты и знания. А наоборот, владеет «иммунитетом» к информационному мусору, рекламе и даже политической пропаганде.

Центениалы не живут идеалами и тяготеют к прагматичному подходу к жизни. Это можно отследить в их внешнем виде, в организации личного пространства, в отношении к деньгам. Дети этого поколения предпочитают носить удобные джинсы и кеды, в интерьере ощущать минимализм и практичность, тратить деньги на предметы жизненной необходимости, а не на накопление бессмысленной роскоши.

Сильные стороны центениалов

– Визуализация и наглядность

Центениалы, буквально говоря, ловят информацию глазами, воспринимают ее как кадры из клипа. Поколение Z растет в информационно перенасыщенном пространстве. Тратить время на изучение многотомных талмудов центениалы себе позволить не могут. Поэтому увиденное поглощается ими намного быстрее и качественнее.

– Перекрестность мышления:

Центениалы обладают высокой скоростью вычленения необходимых фактов. Их знания пронизаны линками, референсами, которые помогают одновременно получать и анализировать информацию из нескольких областей науки.

– Заинтересованность в технологиях

Z-поколение растет в эпоху быстрого развития технологий. Их интерес к гаджетам уже не просто развлечение. Они заинтересованы в инновационных решениях, исследованиях и разработках, которые могут изменить весь мир.

– Берутся за несколько дел одновременно

Z-представители занимаются не только уроками музыки или ходят на футбол. Они хватаются за все, что им интересно. Школьники этого поколения увлечены и изучением иностранных языков, и танцами, и плаванием, и уроками робототехники. Они стремятся попробовать максимум из того, что может предложить им мир. При этом каждое из увлечений для центениала – это не просто способ реализовать себя, но и сделать вклад в свое будущее.

— Иммунитет к рекламе

Центениала не удивишь стандартными методами рекламы: баннера, спам, листовки и прочее. Его зацепит только ссылка на продукт, которой поделился друг в соцсетях или многотысячное количество лайков под видео в YouTube. Что уж говорить, если дети поколения Z и сами отличные маркетологи. Они знают, когда выложить фото в интернете, чтобы набрать максимальное количество лайков или шейринга. Они интуитивно понимают процесс рекламы и сами им пользуются. Сфера digital-маркетинга – идеальный выбор профессии для центениала.

— Предпринимательны и работоспособны

Об успешном будущем центениалы думают еще, будучи школьниками. Они заранее продумывают сценарий своего успеха, стратегически планируя и разделяя свои ресурсы.

— Приоритеты на долговечное, не материальное

Поколение Z не тратит времени и денег на пустые вещи, не имеющие отношения смысла для человечества. Они видят свою миссию в постепенном изменении общества и мира в целом. Также для них характерно отсутствие разрушающего соревновательного духа и бунтарства и ответственное отношение к здоровью.

Слабые стороны центениалов, о которых необходимо знать педагогамдля успешного взаимодействия с учащимися.

— Рассеянность

Центениалы часто рассеяны и неусидчивы, не могут сконцентрироваться на одном вопросе, не могут долго корпеть над одной книгой, игрой, заданием, быстро переключается на что-то другое. То, что ранее считалось лишь закономерностью детей в возрасте до 3 лет, сейчас свойственно подросткам и старшеклассникам.

— Поверхностное изучение вопроса

Центениалы не углубляются в суть, а будто внешне сканируют предмет, собирая лишь информацию, которая лежит на поверхности. Однако это не значит, что дети поколения Z легкомысленны или не вдумчивы. Они просто не тратят время на то, что не относится к их жизни сейчас или в будущем. Центениалы знают цену вещам так же, как и времени.

— Быстрое принятие решений

Центениалы не склонны долго обсуждать или взвешивать все «за» и «против». Для них ценно время, потраченное на выбор. Поэтому зачастую Z-представители принимают решения без сомнений и рассуждений.

Что же касается методических приемов обучения, которые могли бы привлечь внимание цифровых аборигенов, то к их числу можно отнести следующее:

— Картинки – вместо текста:

Представители поколения Z привыкли общаться с помощью мемов и эмоджи. Поэтому есть смысл включать в процесс обучения блоки, в которых информация представлена графически. Например, подросткам сложно сосредоточится на сплошных текстовых страницах. Пелену текста можно разбавить инфографикой или яркой картинкой, созвучной со смыслом текста.

-Обучающие видеоролики

Современная информационная эпоха содержит немало шума: новостного, рекламного, технологичного. Поколение Z умеет не просто фильтровать информацию, но и правильно ее потреблять: быстро анализировать большие потоки информации и одновременно решать несколько задач. Они просто не видят баннеров, рекламных ссылок и слоганов, но очень нацелены на визуальное потребление информации: быстро «переварить», осознать и при необходимости воспользоваться. Поколение Z ценит подробные и простые инструкции, а что может быть проще обычного обучающего видеоролика? Можно изучать темы не только по учебникам, но синтезировать информацию из видео и подкастов.

— Поощрение за успехи

Учащиеся поколения Z привыкли к постоянному стимулированию и одновременному выполнению нескольких задач. Длинные монотонные лекции для них в тягость. В таком случае велика вероятность, что ученик уткнётся в гаджет, начнёт общаться с товарищами или погрузится в свои мысли. Внимание юных учеников привлечёт чередование образовательных приемов.

-Игры, в которые играют не только дети

Игровая индустрия доказала: игры – это не только развлечение для бездельников, а способ научиться мыслить тактически и стратегически. Игры уже давно используются при обучении, особенно в бизнес-образовании. Это самый понятный способ захватить внимание и дать мотивацию подросткам, которые привыкли к стимулам и вознаграждениям — неотъемлемым частям любой игры. Геймификация – едва ли не единственная возможность завоевать внимание поколения Z.

— Go в личку

Представители поколения Z привыкли к текстовому общению, которое происходит в доли секунд, даже электронная почта для них – прошлый век. Современному преподавателю стоит подумать, как стать более доступным в информационном пространстве.  В настоящее время сложилась тенденция создания преподавателями групповых чатов в социальных сетях и мессенджерах, для того чтобы выстроить среду постоянного общения.

Таким образом, теория поколений Штрауса и Хоува может быть полезной для педагогики, поможет преподавателю быстро ориентироваться в потребностях современных студентов и направить процесс обучения по наиболее эффективному пути.

Литература

  1. Костыгов  А.М.  Интерактивные  инструменты  в  системе  дистанционного  обучения  /А.М.  Костыгов,  О.И.  Мухин,  О.А.  Полякова  //  Высшее  образование  в  России.  Б.м.  —  2011  .—  №  7.  —  С.  110—113.
  2. Об  образовании  в  Российской  Федерации:  Федер.  закон  N  273-ФЗ  [принят  Гос.  Думой  29.12.2012]  //  Собрание  законодательства  Российской  Федерации,  2012.  №  53  (часть  I)  —  ст.  7598.
  3. Теория  поколений  в  России  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://rugenerations.su/ (дата  обращения:  20.03.2018).

4.Чичуга Е.М. НУЖНА ЛИ ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ ПЕДАГОГИКЕ? // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 5(30). – Новосибирск: СибАК, 2014.

Реклама