Автор материала: Саша Баринова

Еще в школе нас учат принимать классическую литературу как инструкцию: так можно, а так нельзя, вот так правильно, а этак — не очень. Но все ли советы так верны, как их нам преподносят? Мы решили разобраться в непростом вопросе и собрали несколько жизненных правил из русской классики, которые мало применимы к реальности.

Идти против воли родителей — значит быть плохим ребенком

Отцы и дети. Рудин. Накануне

Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети», идет вопреки воле старшего поколения, — и заканчивается такое вольнодумие весьма печально. Чем не урок того, что спорить со взрослыми, а уж тем более с родителями — последнее дело? Вплоть до начала прошлого века авторитет родителей, в первую очередь отца, главы семейства, был непререкаем. Любой проступок и попытка иметь собственное мнение сурово карались: проклятие, лишение наследства и прочие неприятности. Вспомним героев повести «Барышня-крестьянка», ведь там Лиза Муромская и Алексей Берестов получили родительское благословение по чистой случайности. Женился бы молодой барин на Лизе, будь она и в самом деле крестьянкой? Весьма сомнительно.

Маша, героиня пушкинского «Дубровского», даже подумать не могла перечить отцу в вопросах будущего брака. Гораздо проще ей было, понадеявшись на удачливость своего возлюбленного, отправиться в церковь с нелюбимым женихом. Как мы знаем, ничем хорошим это не закончилось. «А ведь можно было бы…», — скажете вы. Но, к сожалению, нельзя. Итак, что мы имеем в сухом остатке? Прислушиваться к мнению родителей стоит, потому что порой они оказываются правы. Но отцы и матери не боги, и только вы в праве принимать главные решения своей жизни. Правда, нести ответственность за ошибки тоже придется самостоятельно.

Нужно выйти замуж как можно раньше

Да, вероятно, в прошлом такое утверждение имело под собой почву. Как минимум по причине недостаточно развитой медицины. В этом случае действительно следовало как можно раньше заключить брак и произвести на свет потомство, ведь любое промедление грозило отсутствием наследников в будущем. Вспомните отношение русских классиков к возрасту. Антон Чехов в рассказе «Учитель словесности» писал: «На свадьбе младшей сестры Манюси восемнадцати лет, у старшей ее сестры Вари случилась истерика. Потому что этой старшей было уже двадцать три, и время ее уходило, а может быть, уже ушло…». Не случайно и Татьяна Ларина в свои 18 лет уже считалась почти старой девой, и потому матушки-нянюшки-мамушки сетовали: «Пора, пора бы замуж ей, ведь Оленька ее моложе».

Однако сегодня всё иначе. Современному человеку совершенно не обязательно торопиться с супружеской жизнью и рождением детей. Так что если вам уже не семнадцать и даже не двадцать пять, а вы все еще не в браке, не спешите впадать в панику. Наслаждайтесь свободой, тем более, что это ненадолго.

Брак должен быть один. Как и любовь

Повести покойного Ивана Петровича Белкина

Неудивительно, что в классической литературе более раннего периода пропагандируется идея «единственной любви». Тогда брак, за редким исключением, заключался один раз и на всю жизнь, развод всячески порицался обществом и церковью, а чуть ли не единственным выходом из супружеской жизни был, как мы уже выяснили, поезд или обрыв. Вспомните главную героиню повести «Метель» — обручившись по недоразумению с незнакомым молодым человеком, Маша даже не пытается исправить нелепую ошибку, под влиянием традиций и стереотипов девушка безропотно покоряется незавидной судьбе. От печальной развязки ее спасает случайность. А что, если бы счастливого стечения обстоятельств не произошло? Исключением становятся героини вроде обворожительной Элен Курагиной, которая ради развода даже поменяла веру. Правда, все мы помним, чем она кончила, помним и осуждаем.

Более поздняя классика предполагает серьезные чувства вне брака. Так, например, Аксинья из «Тихого Дона» Шолохова любит вовсе не своего мужа, и подобная связь даже не подвергается однозначному осуждению. Современный же мир вполне допускает и несколько браков, и отсутствие таковых вообще, не говоря уже о том, что полюбить можно не раз и не два на протяжении жизни — в этом нет ничего дурного. Так что совершенно незачем мучить себя отношениями, которые не приносят удовольствия.

В любой непонятной ситуации — кончайте с собой или отправляйтесь на дуэль

Герой нашего времени

Особенно, были убеждены классики, если задета или поругана ваша честь. И даже если вам только показалось, что она задета или поругана. Героям-мужчинам в этом плане гораздо легче, чем женщинам, как минимум потому, что обидчика, ставшего причиной всех неприятностей, в любой момент можно вызвать на дуэль и убить. Или умереть самому, что в принципе равносильно и в одинаковой степени искупает весь позор. Вспомним Ленского с Онегиным и Печорина с Грушницким. В обоих случаях по закону жанра центральные персонажи остались живы, но все-таки мы уверены, что не в каждой ситуации стоит хвататься за оружие. Даже если у вас отбили девушку. Вполне вероятно, обидчик сполна ответит за свою непорядочность в будущих отношениях.

Что касается добровольного расставания с жизнью, то здесь все несколько сложнее. Опасность такого метода искупления позора заключается еще и в том, что в классической литературе суицид окутан неким романтическим флером, представляя самоубийцу жертвой обстоятельств, заслуживающей сострадания. И если Ромео и Джульетте действительно можно посочувствовать, то следовать примеру Анны Карениной или Катерины из «Грозы» торопиться не стоит. Во-первых, потому что в прежние времена были иные нравы, правила приличия и нормы морали. Во-вторых, в современном мире любую (или почти любую) проблему можно решить без того, чтобы лечь под поезд или пустить себе пулю в висок.

По материалам сайта Эксмо