Мы продолжаем публиковать наши рекомендации.

Сегодня это книга Антонии Байет «Обладать» Аннотация: «Обладать» — лучший английский роман 90-х годов и, несомненно, лучшее произведение Антонии Байетт. Впрочем, слово «роман» можно применить к этой удивительной прозе весьма условно. Что же такое перед нами? Детективный роман идей? Женский готический роман в современном исполнении? Рыцарский роман на новый лад? Все вместе — и нечто большее, глубоко современная вещь, вобравшая многие традиции и одновременно отмеченная печатью подлинного вдохновения и новаторства. В ней разными гранями переливается тайна английского духа и английского величия. Но прежде всего, эта книга о живых людях (пускай некоторые из них давно умерли), образы которых наваждением сходят к читателю; о любви, мятежной и неистовой страсти, побеждающей время и смерть; об устремлениях духа и плоти, земных и возвышенных, явных и потаенных; и о божественном Плане, который проглядывает в трагических и комических узорах судьбы человеческой… По зеркальному лабиринту сюжета персонажи этого причудливого повествования пробираются…


Обладать 1. кем (чем). Иметь в собственности, в наличии или в числе своих свойств. О. источником сырья. О. талантом. О. хорошим голосом. 2. кем. Иметь своей женой, любовницей. О. любимой женщиной.(сл. Ожегова)
Все эти значения глагола «обладать» отражены в повествовании. Все герои истории либо обладают чем-то, либо хотят обладать. А вообще история очень простая и уже не раз переписанная… Ученый находит неизвестные черновики достаточно известного английского поэта 19 века к неизвестной даме. Сей поэт был известен как честный семьянин и вообще джентльмен с самыми высокими нравственными позициями. Однако письма адресованы явно не жене, и не то что бы фривольны, однако отражают его, в этой даме, заинтересованность. Ученый устанавливает личность дамы — это мало известная английская поэтесса почитаемая всеми феминистками Англии как лесбиянка и затворница не имевшая с мужчинами никакого дела. По ходу исследования к ученому, изучающему известного английского поэта, присоединяется ученая, изучающая мало известную английскую поэтессу… Ну а дальше все как всегда — тайны, догадки, озарения и т.д. и в конце-концов раскрытие тайны. Это — сюжет. Но мы понимаем, что сюжет — основа, костяк — может быть предельно простым (вспомним Шекспира), самый же смак в том, во что этот сюжет облачен. И вот тут начинается самое интересное, потому как облачен он не только в изложение сюжета, но еще в письма вышеозначенных поэтов, дневниковые записи их родных и близких. Невозможно стилизованные, в каждой строчке викторианская Англия того века, куртуазность, философичность, образность, масса ссылок на английских поэтов(от Шекспира и кельтских мифов до Вордсворта, Теннисона и Кольриджа), аллюзии, загадки, двойные смыслы… Уф! Боже ж мой… Как я через все это по первости продиралась, но оно того стоило. Потому что за всем этим постепенно вырастали и обретали плоть герои книги, в описаниях домов, пейзажей, убранства комнат, портретов героев, маленьких драгоценных вещиц, роскошных описаний обедов и десертов, во всем этом они обретали плоть и кровь, становились настоящими. И вот я уже сопереживаю, радуюсь и огорчаюсь, надеюсь на лучший исход.
Повествование неторопливо, и читается книга по разному, некоторые части книги летят по странице в минуту, а над другими сидишь по две в полчаса. Все это из-за неоднородности текста. Повествование ведется от множества героев и каждый из них обладает своим неповторимым голосом. Плюс,стихи главных героев, письма, дневники, научные статьи и биографические очерки. Все это очень тормозит чтение, но, одновременно, делает его увлекательным. В романе есть всё на всякий случай — и любовная история, и литературоведческое расследование, история из жизни литературоведов, и викторианский роман с элементами готики… Всего понемногу. Роман похож на слоеный пирог с разными начинками… что называется на любителя.
Ну и наконец то, с чего я начала. К концу романа к слову — обладать выстраивается четкая ассоциативная цепочка: обладание-зависимость-несвобода-рабство. Рабство обоюдное, ибо как обладаемое зависит от обладателя, так и обладатель несвободен от предмета своего вожделения. Если вы любитель неторопливого, вдумчивого чтения вам стоит почитать эту книгу и получить удовольствие, как получила его я.
Цитаты:
«Всё-таки не стихи сочиняются для барышень, а барышни существуют для сочинения стихов.»
«Наверное, в каждую эпоху существуют какие-то истины, против которых человеку данной эпохи спорить бессмысленно, нравятся они ему или нет. И пусть даже неизвестно, будут ли их считать за истину в будущих веках.
«
«Как часто, решив не блуждать без пути, устроить свою жизнь по правилам, мы обнаруживаем, что решение наше запоздало, правила неосновательны, а выбранный путь, бывает, ведёт не туда.
Только мужское геройство способно находить удовольствие, сооружая в воображении темницы для невинных, и только женское терпение способно вынести заточение в них наяву.
«
«Человек – это история его мыслей, дыхания и поступков, телесного состава и душевных ран, любви, равнодушия и неприязни, история его народа и государства, земли, вскормившей и его, и предков его, камней и песчинок знакомых ему краёв, история давно отгремевших битв и душевных борений, улыбок дев и неспешных речений старух, история случайностей и постепенного действия непреложных законов – история этих и многих других обстоятельств, один язычок огня, который во всём живёт по законам целого Пламени, но, вспыхнув единожды, в своё время угаснет и никогда больше не загорится в беспредельных просторах будущего.«
«… порою… во время чтения приключается с нами самое удивительное, от чего перехватывает дыхание, и шерсть на загривке – наша воображаемая шерсть – начинает шевелиться: вдруг становится так, что каждое слово горит и мерцает пред нашим взором, ясное, твёрдое и лучистое, как алмазная звезда в ночи, наделённое бесконечными смыслами и единственно точное, и мы знаем, с удивляющей нас самих неодолимостью, знаем прежде чем определим, почему и как это случится, что сегодня нам дано постичь сочинение автора по-иному, лучше или полнее. Первое ощущение – перед нами текст совершенно новый, прежде не виданный, но почти немедленно оно сменяется другим чувством: будто всё это было здесь всегда, с самого начала, о чём мы, читатели, прекрасно знали, знали неизменно, – но всё же только сегодня, только сейчас знание сделалось осознанным!..«
«Когда двоих «настигает любовь», подумал Роланд, то это словно Судьба своим волшебным гребнем проводит по спутанным прядям мироздания, по спутанным прядям жизней, и возникает дивный порядок, складность, красота – возникает подлинный сюжет.»
«У вас никогда не бывает ощущения, что наши метафоры пожирают наш мир?
«
«… потребность записывать слова — то есть, конечно, записывать увиденное, но и слова тоже, в первую очередь слова: они вся моя жизнь, вся жизнь — так вот, эта потребность — она сродни тому, что испытывает паучиха, отягощенная бременем шелка, из которого ей должно плести нити; шёлк — это жизнь её, кров, спасение, это снедь её и питьё, и если шелковую сеть повредят, оборвут, что ещё останется паучихе, как не приняться вновь за плетение, не взяться сызнова за сооружение сети?.. Она должна плести, понимаете? Иначе она умрет от преизбыточества.»
«Личность приходит в мир на короткий миг, вступает в круг людей мыслящих, привносит новое и умирает, но биологический вид продолжает жить и пожинает плоды быстротечного её бытия.»
«У каждого из нас в жизни есть что-то заветное, с чем мы соприкасаемся мимолётно, довольствуясь удобными обиняками и старательно избегая заглядывать глубже.»
«Хорошо, если ты способна придать своим мыслям стройность и претворить их в произведение искусства. Хорошо, если ты способна отдаться повседневным заботам и чувствам. Убегай лишь привычки предаваться болезненному всматриванию в себя. Ничто так не связывает женщину в её стремлении создать нечто достойное или прожить жизнь свою с пользой, как эта привычка. Вторая из этих целей достижима с помощью Божией – с нею и средства отыщутся. Достичь первой поможет лишь воля.»
«Что я пишу не романы, а стихи – это лишь от любви к музыке слова. Ибо поэт отличается от романиста тем, что забота первого – жизнь языка, а второго – улучшение нравов.»

P.S. По книге в 2002 был снят фильм «Одержимость»(англ. Possession) Режисер Нил ЛаБут(«Сестричка Бетти» «Плетеный человек») В ролях Аарон Экхарт, Гвинет Пэлтроу, Джереми Нортэм, Дженнифер Эль, Лена Хеди.