Фантастический роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры был написан в 1920 году. Действие разворачивается приблизительно в тридцать втором веке. Этот роман описывает общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь), идейно основанное на тейлоризме, сциентизме и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».

«Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики» (статья «Я боюсь»). Это было писательское кредо Замятина. И роман «Мы» стал художественным его воплощением. Во время революции и Гражданской войны автор был близким к левым эсерам, и это отразилось на произведении — например, «четвёртая революция», за которую борются повстанцы, отчётливо перекликается с концепцией «третьей революции» анархистов и левых эсеров.

Тогда в Советской России роман не был опубликован: литературные критики восприняли его как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. К тому же роман содержал аллюзии на некоторые события Гражданской войны («война города против деревни»). В конце 1920-х годов на Замятина обрушилась кампания травли со стороны литературных властей. «Литературная газета» писала: «Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя».

Роман Е. Замятина «Мы» лежит на грани двух эпох. Он вырос на благодатной почве Серебряного века, вобрав его многокрасочность и интеллектуальность, воплотив в душе героя идеализм и склонность к всемирной идее переустройства, мечту о будущем и беззащитность перед громадой власти. Написанный в 1921 году, в России роман был опубликован впервые лишь в конце 1990-х.
Роман повлиял на творчество Олдоса Хаксли (роман «О дивный новый мир», 1932) и Джорджа Оруэлла (роман «1984», 1949).

В следующем году выходит фильм «Мы». Режисер Гамлет Дульян («Смысл жизни» 2018г, «Погружение в огонь» 2012). Впервые в России материалы картины были представлены в конце июня 2019 года на первом Фестивале экранизаций «Читка».

«Картина «Мы» — это в первую очередь социальная драма. Фильм-притча, наполненный культурными отсылками, затрагивающий важнейшие проблемы сегодняшнего дня. Картина поднимает актуальные вопросы, заставляет искать ответы, которых сегодня страшно не хватает. Мы бережно относились к первоисточнику, поскольку я являюсь фанатом произведения и ещё со школы мечтаю экранизировать его. На мой взгляд, это один из самых мощных романов мировой классики, который сегодня становится особенно злободневным. Поэтому мне важно было перенести на экран дух книги и не превращать фильм в посредственную фантастику, где все внимание сосредоточено вокруг одних только спецэффектов», — говорит режиссер.

В поисках вдохновения Гамлет Дульян ездил в город Лебедянь, где провел детство автор, и посетил дом-музей Замятина. Экскурсию провела директор дома-музея Наталья Грузман, которая была рада, что режиссер посетил места юности литератора: «Писатель Евгений Замятин и его слово сегодня звучат в городе детства Лебедянь. Здесь говорит сам писатель — книгами, письмами, фотографиями. В 2019 году состоялось наше знакомство с Гамлетом Дульяном, который посетил отчий дом и родную стихию романа «Мы».

Сложно предугадать, что получится в конце концов. Мнения ожидающих экранизацию диаметрально расходятся. В любом случае это та экранизация, которую стоит ждать. А пока можно почитать книгу.

Материал с сайтов Википедия, Кинопоиск, Российская газета