Рассказываем о книгах мэтра современной литературы, которые вы обязательно дочитаете до конца

Что для вас хорошая русская литература? Толстой и Достоевский? Может, Чехов? Есть ли в России хорошая литература сейчас, или она уже в прошлом? Евгений Водолазкин – один из самых актуальных авторов современности в нашей стране, прозаик, филолог, специалист по древнерусской литературе.

Родился в 1964 году в Киеве. В 1981 г. окончил школу с углубленным изучением украинского и английского языков и поступил на русское отделение филологического факультета Киевского государственного университета. Окончив университет в 1986 г. с красным дипломом, поступил в аспирантуру при Отделе древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР.

После защиты в 1990 г. кандидатской диссертации на тему «Хроника Георгия Амартола в древнерусской литературе» поступил на работу в Отдел древнерусской литературы Пушкинского Дома.

В 2009 г. роман «Соловьев и Ларионов» стал финалистом Премии Андрея Белого и «Большой книги» в 2010.

По версии газеты Guardian, роман Евгения Водолазкина «Лавр» вошёл в топ-10 лучших книг мировой литературы о Боге.

Будучи знатоком русской истории, Водолазкин в своих книгах стирает временные рамки и находит в прошлом ответы на вопросы, которые мучают нас в настоящем. Сегодня мы расскажем о самых известных и полюбившихся читателям книгах автора.

Идти бестрепетно Водолазкин Е.

«Призвание писателя – быть блюдцем на спиритическом сеансе: крутиться в центре стола и составлять из букв тексты. Дело писателя – ловить музыку сфер и переводить её в ноты. Быть, если угодно, «лучшим акыном степи»: петь о том, что видит. Что, подчеркну, видят и все там живущие. А поёт – только он, потому что он способен превращать степь в текст», – пишет об этой книге сам Водолазкин.Это откровенный и доверительный разговор с читателем, в котором Евгений Водолазкин рассказывает о жизни и истории создания своих произведений.

Лавр Водолазкин Е.

«Есть то, о чём легче говорить в древнерусском контексте. Например, о Боге. Мне кажется, связи с Ним раньше были прямее. Важно уже то, что они просто были. Сейчас вопрос этих связей занимает немногих, что озадачивает. Неужели со времён Средневековья мы узнали что-то радикально новое, что позволяет расслабиться?» — говорит Евгений Водолазкин.«Лавр» – роман о средневековом враче, который спасает жизни множества людей, но не может спасти свою возлюбленную. Он не смог сохранить её тело, но пытается спасти душу. Книга о вечной любви, которая не зависит от времени.

Соловьёв и Ларионов Водолазкин Е.

«Этот роман — классический «historical fiction». Историк Соловьев восстанавливает в правах ту историю Крыма, которая когда-то была растоптана Красной армией. Генерал Ларионов, не покинувший Крым вместе с Врангелем, олицетворяет собой в романе тайную логику хода русской исторической реальности. И это становится ясным именно сейчас, когда есть соответствующий исторический запрос», – говорит Елена Шубина.Эта книга – ранний роман Евгения Водолазкина о столкновении эпох и преодолении времени. В нём история генерала Ларионова начинает влиять на главного героя – исследователя истории Гражданской войны Соловьёва.

Авиатор Водолазкин Е.

Исторический взгляд делает всех заложниками великих общественных событий. Я же вижу дело иначе: ровно наоборот. Великие события растут в каждой отдельной личности. В особенности —великие потрясения. Все очень просто. В каждом человеке есть дерьмо. Когда твое дерьмо входит в резонанс с дерьмом других, начинаются революции, войны, фашизм, коммунизм… И этот резонанс не связан с уровнем жизни или формой правления. То есть связан, может быть, но как-то не напрямую. Что примечательно: добро в других душах отзывается совсем не с такой скоростью.«Авиатор» – книга о состоянии памяти как «чистого листа», о преодолении амнезии и попытках восстановить историю своей жизни из обрывочных и хаотичных воспоминаний. Эта книга – размышление о времени, о памяти, о месте человека в истории.

Брисбен Водолазкин Е.

« – В твоих интервью часто упоминается город Брисбен, ну, и вообще – Австралия. Почему? – Потому что, когда у нас зима, у них – лето. — А когда у нас — лето? — Тогда у них тоже лето. По нашим меркам — лето. В нашей семье это место считалось раем. – Для рая там слишком специфическое население. Потомки каторжников. – И – что? — Для рая требуется хорошая биография. — Ты там был? – Где, в Австралии? – Нет, в раю. Откуда ты знаешь, какая там требуется биография?»«Брисбен» – роман о музыканте, который из-за болезни теряет возможность выступать и ищет новый смысл жизни. Он находит его в воспоминаниях о прошлом и попытке помочь маленькой девочке, которую, увы, не спасти. Далёким и несбыточным раем на горизонте маячит австралийский город Брисбен – неведомая земля, про которую никто не знает, есть она на самом деле, или нет.

Дом и остров, или Инструмент языка Водолазкин Е.

«Статистика и ощущения говорят, что жизнь стала чуть легче. Только ведь уменьшение плохого не всегда ведёт к увеличению хорошего. Потому что хорошее должно быть в виде приятного, а приятного – мало».Эта книга сборник очерков и эссе, остроумные рассуждения об ученых, близких автору людях. Книга полна размышлений о жизни, прошлой и нынешней, и точных высказываний, близких к афоризмам.

Материал с сайта «Читай Город» и «Евгений Водолазкин»