Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: «книгохранительница», «книгохранилище», «книгохранильня», «книгохранилица», «хранильная казна», «книжная клеть», «книжная палата» и т.п. Впервые слово «библиотека» встречается в знаменитой Геннадиевской библии 1499 года. Термин «библиотека» был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение — «книжный дом». Итак, какое же из книжных хранилищ на Руси можно считать первым? Историки и археологи утверждают, что можно так говорить о собрании книг князя Ярослава Мудрого в середине XI века. Единственное историческое упоминание о библиотеке князя относится к 1037 году и содержится в «Повести временных лет»: «Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам». 

Ярослав Мудрый – создатель первой крупной библиотеки на Руси

Ярослав Мудрый (около 978–1054), великий князь киевский (с 1016 г.), вошел в историю как выдающийся политический деятель XI века, автор первого на Руси кодекса законов «Русская правда».

Ярослав, сын Владимира I Святого и полоцкой княжны Рогнеды, от рождения был парализован. Но, согласно летописи, внезапно, при сильнейшем нервном напряжении, в гневе на отца за изгнание матери, – князь преодолел свой недуг; однако всю жизнь он оставался хромым. С раннего детства Ярослав пристрастился к книгам, тем более, что из-за болезни не мог предаваться подвижным забавам.

При правлении Ярослава большинство владык Европы стремились дружить с Русью, породниться с князем. Дочерей он выдал за правителей Норвегии, Франции и Венгрии; сестру – за польского короля; сыновей женил на византийской царевне и немецких княжнах.

Огромные средства князь щедро тратил на украшение Киева – были построены Золотые ворота, величественный храм Святой Софии и другими постройками. Открылось училище, где одновременно обучались грамоте 300 мальчиков.

Знаменитая библиотека Ярослава Мудрого была основана в 1037 г. в качестве книгохранилища в Софийском соборе, который был центром духовной и культурной жизни государства. В его многочисленных помещениях работали школы, мастерские переводчиков и переписчиков. Вокруг стены собора были расположены помещения для проведения народных собраний (вече), на которых обсуждались основные проблемы внутренней и внешней политики.

Политические и культурные связи страны были широкими. С разными целями сюда ехали люди из Германии, Византии, Италии, южнославянских стран; многие везли с собой книги. Переводились и переписывались книги и рукописи, привезённые на Русь послами, путешественниками, монахами, приглашёнными мастерами. Писцы не только копировали и переводили с разных языков, но и составляли так называемые «изборники» – из разных зарубежных книг переписывали отрывки; писали и собственные, оригинальные сочинения (публицистические и литературные). Ярослав был настоящим полиглотом, поэтому сам мог принимать активное участие в этой кропотливой и тяжелой работе.

Князь собирал библиотеку в течение примерно 25 лет. Никаких описей, каталогов, или же просто списка книг, хранившихся в библиотеке, до сих пор не найдено. Что касается количества книг, то в разных источниках можно найти самые разные цифры – от 500 до «многих тысяч».

Тексты писались на дорогом и редком пергаменте, или, как тогда он назывался, «пергамине», «харатье». Он выделывался из кожи телят или молодых овец. Для написания книги среднего размера требовалось чуть ли не целое стадо телят. Оклады рукописных книг были украшены золотом и серебром, драгоценными каменьями – алмазами, изумрудами, топазами и жемчугом. Любая рукописная книга была подлинным шедевром и имела свой неповторимый облик.

Книгописная мастерская и библиотека сыграли огромную роль в просвещении Руси, не меньшую, чем сама София, в распространении и утверждении христианства. Книги, созданные в её стенах, послужили основой для появления новых библиотек.

У историков нет единого мнения о судьбе этой библиотеки. Следов её до сих пор не обнаружено, но нет и свидетельств её гибели. Одни считают, что книги разошлись по библиотекам храмов и монастырей; другие предполагают, что они спрятаны в тайных подземельях Киева. Князь Ярослав Мудрый «положил» книги в Софийском соборе Киева. Логично предположить, что при нашествии врагов они были спрятаны там же и скорее всего — в подземельях. Многочисленные пожары и разграбления Киева вместе с его полным запустением после монгольского нашествия ставят под сомнение сохранность сколько-нибудь объемного и цельного собрания манускриптов 1000-летней давности. Самые ранние бедствия, в которых упоминаются сожженные книги, относятся к 1169 (взятие Киева Мстиславом) и 1206 (нашествие половцев) годам. Ещё в 1653 году сообщалось о том, что в лавре имеется обширное собрание древних книг, однако в 1718 году в монастыре произошёл опустошительный пожар, и оно полностью сгорело. По некоторым сообщениям, раскопки под Софийским собором были предприняты в 1916 году, после того, как вблизи храма произошёл обвал грунта. В результате открылась часть подземных переходов, внутри которых будто бы нашли берестяную записку: «Аще кто найде сей ход тот найде велий клад Ярослав» («Кто найдёт этот ход, тот найдет великий клад Ярослава»). Согласно отчёту Археологической комиссии, труды были прекращены для того, чтобы предотвратить варварское разорение раскопок. Некоторые авторы утверждали, что библиотека могла быть спрятана митрополитом Иларионом в катакомбах Киево-Печерской лавры после его ссоры с князем, о которой в летописях ничего не сообщается. Ещё одно предположение, где могут находится книги, связано с Успенским собором Киево-Печерской лавры. В 1898 году в нём уже находили клад — «потаенную» монастырскую казну, спрятанную в 1718 году. В 1941 году, во время немецкой оккупации, собор был взорван, однако под ним уцелели катакомбы. Также среди мест, где может находиться легендарное собрание, называют «Зверинецкие пещеры» близ Выдубицкого монастыря, а также подземелья разрушенного Межигорского монастыря, где находили при строительных работах множество древних книг.

Некоторые книги увезла во Францию как приданое младшая дочь Ярослава Мудрого, Анна Ярославна, жена французского короля Генриха І, королева Франции. Рукописное Евангелие, привезенное ею, стало знаменитым под названием Реймское Евангелие; семь веков все французские короли, вступая на престол, присягали именно на этой древней книге. Другие книги могли быть переданы в качестве приданого другим дочерям, также ставшим женами представителей правящих династий Европы.

Умер великий князь Ярослав Мудрый 2 февраля 1054 г. в Киеве.

По материалам с сайта «Сайт храма святителя Николая Чудотворца» и http://www.library.ru/