Марта Геллхорн — 3-я жена Эрнеста Хемингуэя, также известная как выдающийся военный корреспондент ХХ века. Сама Геллхорн скорее бы предпочла, чтобы ее вспоминали как блестящую журналистку, а не как супругу писателя. К тому же она единственная из всех женщин Эрнеста Хемингуэя, которая решилась не только его покинуть, но и считала себя не менее талантливой.

Стремительная. Бесстрашная. Элегантная. Готовая немедленно мчаться с парой долларов и записной книжкой в любой бушующий ад, чтобы в своих статьях рассказать о попавших в него людях. Такой была Марта Геллхорн: почти неизвестная в России, но по праву входящая в число самых крупных журналистов США прошлого столетия.

Встреча, определившая судьбу

https://www.goodhouse.ru/stars/zvezdnye-istorii/ili-ty-korrespondent-ili-zhenshchina-v-moey-posteli-heminguey-istoriya-lyubvi/

Они познакомились в конце 1936 года. Благодаря роману «Прощай, оружие!» и другим книгам Хемингуэй уже пребывал на вершине своей популярности. А 28-летняя писательница Марта Геллхорн к тому времени вернулась из Парижа, где успела потрудиться в гламурном журнале Vogue, пережила неудачный роман с женатым мужчиной, написала книгу репортажей о временах экономической депрессии и даже поработала в администрации президента.

Марта Гэллхорн и Хэмингуэй встретились в баре в баре Sloppy Joe’s во Флориде. Он: большой, толстоватый, не очень трезвый, в несвежей майке под расстегнутой рубахой. Она: красивая блондинка, хоть сейчас в Голливуд. Длинные, стройные ноги, волны белокурых волос, тонкая талия. «Красавица и чудовище», — усмехнулся бармен.

Схожие взгляды на политику и любовь к писательству привели к дружбе между ними. Хемингуэй предложил Марте деловую поездку в Нью-Йорк, чтобы потом вместе отправиться в Испанию, где в то время шли гражданские беспорядки. Знакомство с писателем определило всю дальнейшую жизнь Геллхорн, как личную, так и профессиональную: именно он натолкнул ее на мысль стать военным репортером.

До совместного путешествия в Испанию красавица Марта не была влюблена в Хемингуэя. Его привычки и невежественные манеры послужили для Геллхорн поводом написать матери: «Мужчина должен быть великим гением, чтобы вести себя так отвратительно».

Любовь и мир

https://www.goodhouse.ru/stars/zvezdnye-istorii/ili-ty-korrespondent-ili-zhenshchina-v-moey-posteli-heminguey-istoriya-lyubvi/

В Испании между ними вспыхнула страсть. Хемингуэй поддерживал боевой и писательский дух в неискушенной ужасами войны Марте, а она видела в нем учителя и восторгалась смелостью. Впрочем, писатель также был покорен смелостью своей новой возлюбленной.

После окончания работы в Испании пара поселилась на Кубе. Но в спокойной мирной жизни на острове все оказалось не так радужно. Хемингуэй был сложным человеком в быту, к тому же он требовал, чтобы Марта исполняла все домашние обязанности, как добропорядочная жена, а еще постоянно ее ревновал. Вот только Геллхорн была плохой супругой для писателя, потому что и сама была писателем.

Они поженились спустя 4 года после знакомства, но к тому времени их отношения уже успели испортиться. Основная причина — желание Марты продолжать освещать важные события в Европе, но писатель хотел видеть ее только домашней миссис Хемингуэй, какими были две его предыдущие жены.

Увы. Не срослось.

Марта действительно стала военкором. До мозга костей и кончиков ногтей. Отравленная войной, она уже не могла жить без неё.

А Эрнест… Эрнест по тогдашним обыкновениям и собственным привычкам считал, что Марта должна стать образцовой женой. Не Kinder, Küche, Kirche, конечно, но около того. При этом становиться образцовым мужем он сам совершенно не собирался. Выпивка, друзья, загулы, в том числе с дамами разного поведения. Как без этого писать?

Вскоре Марта выбила аккредитацию на советско-финскую войну. Хемингуэй был искренне возмущён. «Как так? Ты же моя жена!». «Так поехали вместе, — сказала Марта. — Всё будет, как в Испании. Там у нас получалось круто».

Эрнест не поехал. Он вовсю работал над новым романом, «По ком звонит колокол». В него он вкладывал свой опыт испанской войны, и новая кампания могла этому только помешать.

Всё же он был в первую очередь писателем, а она — журналистом.

Впрочем, после завершения романа они вместе отправились в сражающийся с японцами Китай и работали там почти до самой атаки на Пёрл-Харбор.

Бывшие супруги — новые соперники

https://zen.yandex.ru/media/vobar/marta-gellhorn-edinstvennaia-jenscina-kotoraia-vysadilas-v-normandii-v-den-d-5d0728db20f7430dda23b41a

В конце 1943 года Геллхорн, вопреки уговорам супруга, все же уехала в Европу и снова оказалась в эпицентре военных событий. Марта не понимала, почему муж остался на Кубе, когда самые главные действия происходили в Европе, а она так нуждалась в его поддержке. Но Хемингуэй остался патрулировать кубинское побережье и приобщился к праздному образу жизни.

25 мая 1944 года писатель попал в аварию — его нетрезвый друг сел за руль и разбил машину. Накануне они были на вечеринке в Белгрейвии — самом фешенебельном районе Лондона. Геллхорн немедленно приехала в больницу, но увидела мужа в окружении веселых друзей и пустых бутылок из-под спиртного. Она была так разочарована, что вместо слов поддержки сказала в адрес супруга колкую шутку. Вместо сочувствия она выразила глубочайший сарказм на тему «это война, парень, тут себя так не ведут».

Но последней каплей стало решение Хемингуэя работать на журнал Collier’s Weekly — таким образом он решил отомстить жене за то, что она снова отдала предпочтение работе. В те годы от каждого издательства на фронт мог ехать только один корреспондент, и Collier’s отдал предпочтение Хемингуэю. Теперь у Марты не было ни контракта, ни брака, ни возможности осветить важнейшие события, которые происходили в тот момент на фронте.

Страсть к работе сделала их союзниками и конкурентами одновременно. Любовь превратилась в ненависть и соперничество.

Жизнь без Хемингуэя

https://pikabu.ru/story/velikaya_marta_gellkhorn_mezhdu_seksom_i_voynoy_6266883

Накануне высадки войск союзников в Нормандии в июне 1944 года во всей Европе было более тысячи военных корреспондентов, среди которых были и женщины. Правительство запретило женщинам ходить на линию фронта, поэтому, хотя эти женщины-корреспонденты могли освещать истории из зоны военных действий, они не могли присутствовать в зоне непосредственных боёв.

Понятно, что Марта Геллхорн как и многие женщины-корреспонденты была недовольна запретом. «Я должна рассказывать об этой войне», — написала Марта Эллис Геллхорн в гневном письме военным властям. «Я не считаю, что нужно просить об одолжении за право служить в качестве глаз для миллионов людей в Америке».

Геллхорн не собиралась сдаваться и отправилась в Европу без официальных документов журналиста. Она обманом проникла на корабль, который направлялся во Францию, выдав себя за медсестру. Оказавшись на борту, Марта нашла ближайший туалет и заперлась внутри. Ее корабль пересек Ла-Манш и прибыл во Францию ​​утром 8 июня.

Высадившись на берег, Марта забыла, что она журналист, и принялась помогать раненым. Женщина трудилась день и ночь, до волдырей на руках, пытаясь сделать все от нее зависящее. Позже Геллхорн узнает, что никто из прибывших корреспондентов не выходил на берег, включая ее бывшего мужа. Но в результате Collier’s напечатал репортаж Хемингуэя о событиях в Нормандии на 5 страницах с фотографией писателя в окружении солдат на обложке. А Геллхорн выделили всего лишь лист. Без фотографии, конечно.

Марта Геллхорн стала единственной женщиной, побывавшей в Нормандии День «Д». Члены Корпуса женской армии США — прибыли в Нормандию 38 дней спустя.

Семья распалась в 1945 году, и после этого Марта никому не позволяла упоминать имя бывшего супруга в ее присутствии. Ей было неприятно, что в первую очередь ее воспринимают как бывшую жену писателя Хемингуэя, а уже потом как талантливого репортера. Официально они были женаты с 1940 по 1945 года, а вместе были восемь лет. По законам Кубы все имущество остается оставленному супругу, и Хэмингуэй не отдал Марте даже ее пишущую машинку.

https://pikabu.ru/story/velikaya_marta_gellkhorn_mezhdu_seksom_i_voynoy_6266883

Марта была на войне до последнего ее дня. Ее репортажи об освобождении Дахау потрясли весь мир. После второй мировой она усыновила и воспитала ребенка, еще раз неудачно вышла замуж, лечилась в клинике от «синдрома войны».

Она так и осталась военным журналистом: не было на нашей планете ни одной горячей точки, на которой она бы не побывала. С 1963 года и до самого конца 80-х она практически всегда была на острие событий там, где шла очередная война. Статьи, книги, снова статьи.

Она должна была быть в самой гуще событий, видеть всё своими глазами, слышать рассказы участников — и превращать всё это в тексты, которые прочтут миллионы.

Марта писала не столько о войне, сколько о людях на войне. Прежде всего о тех, кто страдает. О простых солдатах — обеих сторон. О гражданских, попавших в мясорубку конфликта. Беженцах, раненых, сиротах.

Она была одним из тех авторов, кто открыл глаза американского общества на то, что в действительности творилось во Вьетнаме и многих других местах. Её тексты были крайне неудобны военным и властям всех сторон — но в них было много горькой правды о том, что такое война. Во всех её жутких ликах. Рассказав миру про войну во Вьетнаме, она не смогла простить своей родине ужасов, которые там увидела и переехала в Лондон.

За 60 лет карьеры в журналистике Геллхорн не потеряла чувства сострадания к жертвам конфликтов, напоминая своим читателям, что за боевой статистикой скрываются судьбы реальных людей. Марте было 87, когда она в последний раз работала корреспондентом. Практически до 89 лет она занималась подводным плаванием и мечтала о путешествии в Египет, чтобы посмотреть на пирамиды.

https://pikabu.ru/story/velikaya_marta_gellkhorn_mezhdu_seksom_i_voynoy_6266883

В 81 год Марта прилетела в Панаму и написала репортаж о вторжении американских войск. И Панама стала последней из войн Марты Геллхорн.

Она мечтала отправиться на горящие Балканы. Но организм, истрёпанный бурной жизнью, стремительно сдавал. Её жизнь пожирали рак и подступающая слепота. Несмотря на приближающуюся смерть, Марта успела вместо Боснии отправиться в Бразилию — чтобы рассказать об уличных детях в аду фавел (бразильских трущоб).

Последнее решение в своей судьбе она приняла 15 февраля 1998 года, добровольно уйдя из жизни в Лондоне.

Журналист, а не сноска в чужой биографии

В 2012 году об отношениях Марты Геллхорн и Эрнеста Хемингуэя вышел фильм с Николь Кидман и Клайвом Оуэном.

А в 2020 году была опубликована книга писательницы Полы Маклейн «Любовь и пепел», которая также повествует о большой любви и последовавшей ненависти между двумя сильными личностями.

Марта Геллхорн обладала всеми качествами настоящего журналиста. Недаром в ее лондонском доме была открыта мемориальная доска, посвященная ей как военному корреспонденту. И, кажется, вполне закономерно вспоминать об этой женщине как о талантливом человеке, а не о бывшей жене писателя Эрнеста Хемингуэя. Впрочем, она и сама говорила: «Я была писателем более 40 лет. Я была писателем до того, как встретила его, и я была писателем после того, как его бросила. Почему я должна быть просто сноской в ​​чьей-то жизни?»

https://pikabu.ru/story/velikaya_marta_gellkhorn_mezhdu_seksom_i_voynoy_6266883

История Марты Геллхорн достаточно сильна для того, чтобы определение «третья жена Эрнеста Хемингуэя» осталось не самым важным фактом биографии величайшей женщины-военкора в истории.

По материалам сайтов «Adme.ru», «Pikabu», «Яндекс Дзен», «Домашний Очаг»