Пересмешник – самая безобидная птица, она только поет нам на радость. Пересмешники не клюют ягод в саду, не гнездятся в овинах, они только и делают, что поют для нас свои песни. Вот поэтому убить Пересмешника – грех.

Всемирная известность к писательнице Харпер Ли пришла после публикации ее дебютного (и на долгие годы единственного) романа «Убить пересмешника». Написанная в жанре южной готики, эта во-многом автобиографичная книга стала одним из самых известных произведений американской литературы XX века. В 1961 году она была отмечена Пулитцеровской премией, а в 1962 на экраны вышла ее знаменитая экранизация с Грегори Пеком в главной роли.

«Убить пересмешника» Харпер Ли

Аттикус Финч трудится адвокатом и после смерти матери в одиночку воспитывает двоих детей. Его назначают защищать чернокожего, обвиняемого в изнасиловании белой женщины. На фоне острых социальных коллизий, отображённых в произведении, яркими и живыми штрихами Харпер Ли рассказывает о взрослении детей и формировании их жизненного пути.

Действие романа происходит в 30-ые годы 20-ого века в маленьком городке Мейкомб штата Алабама на юге Америки. Еще в разгаре расовая дискриминация и притеснение чернокожих и эта проблема остро стоит в произведении.

Повествование ведётся от лица младшей дочери Аттикуса Финча – адвоката, которую зовут Джин Луиза, но все ее называют Глазастик.
Глазастик рассказывает не только много интересных историй об играх и забавах со старшим братом Джимом, переплетов в которые они попадают, но и о работе своего отца. А в частности о последнем деле, в котором Аттикус защищает чернокожего мужчину Тома Робинсона, обвиняемого в изнасиловании белой женщины.

Все жители Мейкомба знакомы друг с другом, как и с обвиняемым, так и с семьёй потерпевшей. Но никто из них никогда не встанет на защиту чернокожего, хотя все они и понимают, что он, по всей видимости, ни в чем не виновен. Аттикус же не идет на поводу у общественного мнения в отношении чернокожих людей. Он, действительно, за правду и справедливость и понимая, что дело заведомо проигрышное, он всё равно берется за него. 

«Мужество — это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и всё-таки берёшься за дело и наперекор всему на свете идёшь до конца»

 «Убить пересмешника» входит в программу 80 % американских школ, в американскую версию списка «100 лучших детективных романов всех времён», занимает шестую строчку в списке 200 лучших книг по версии BBC. На 2016 год общий тираж (англоязычных) изданий составляет 30 миллионов экземпляров. Но в 2017г. роман был исключен из программы обучения восьмого класса средних школ в штате Миссисипи и в школах Вирджинии. «В выражениях книги есть нечто, что заставляет людей чувствовать себя неловко. Мы можем преподавать с помощью других произведений» — пояснили в администрации учебных заведений.

В американском кинематографе XX века найдется не так много картин, которые повлияли не только на искусство, но и на общественную жизнь и настроения всей страны. И фильм «Убить пересмешника» режиссера Роберта Маллигана как раз одна из таких знаковых лент. Достаточно вспомнить время, когда она вышла в прокат: 1962 год. На самом пороге «бурных 60-х».

Потихоньку набирало обороты движение за гражданские права и отмену сегрегации в южных штатах, и фильм с Грегори Пеком в роли адвоката Аттикуса Финча, решившегося защищать чернокожего в суде, подействовал как катализатор перемен.

Она стала лучшей в кинокарьере режиссера Роберта Маллигана и исполнителя главной роли Грегори Пека. Последний получил «Оскар» за лучшую мужскую роль, при этом лента номинировалась на восемь наград Американской киноакадемии и взяла три из них. Действительно, фильм идеально передает атмосферу книги-первоисточника, огромная заслуга в этом не только актеров, режиссера и сценариста, но и художника-постановщика Александра Голицына, который также взял золотую статуэтку за свою работу.

Картина и в наши дни смотрится на одном дыхании, несмотря на свою довольно тяжелую атмосферу. И, к сожалению, все еще остается актуальной.

Материал с сайтов «Эксмо», «Российская газета», «Paragraph Magazine».