Джулиан Барнс «Предчувствие конца» В класс элитной школы, где учатся Тони Уэбстер и его друзья Колин и Алекс, приходит новенький — Адриан Финн. Неразлучная троица быстро становится четверкой, но Адриан держится наособицу: «Мы вечно прикалывались и очень редко говорили всерьез. А наш новый одноклассник вечно говорил всерьез и очень редко прикалывался». После школы четверо клянутся в вечной дружбе — и надолго расходятся в разные стороны; виной тому романтические переживания и взрослые заботы, неожиданная трагедия и желание поскорее выбросить ее из головы… И вот постаревший на сорок лет Тони получает неожиданное письмо от адвоката и, начиная раскручивать хитросплетенный клубок причин и следствий, понимает, что прошлое, казавшееся таким простым и ясным, таит немало шокирующих сюрпризов…
За этот роман британский писатель был удостоен в 2011 году Букеровской премии, он своим объемом скорее напоминает пухлую новеллу. Возможно, здесь сказалась увлеченность автора великим Флобером, который призывал литераторов научиться океан переливать в графин: изящная психологическая драма с элементами философской притчи и детективной истории комфортно умещается на небольшом числе страниц, и столь же комфортно — в читательской голове. При всей концентрированности, книга прочитывается легко, за один вечер — этому способствует и мягкая манера повествования, и стильный, иногда грубоватый британский юмор, и аккуратно подаваемый сюжет, в котором ретроспективные события сцеплены с настоящим без малейших зазоров.

В качестве основного предмета беседы Барнс выбрал материю легкую до совершенной неощутимости — человеческую память. Главный герой книги — шестидесятилетний мужчина по имени Tони Уэбстер, в размеренную жизнь которого просочилась тайна из далекого прошлого — завещанный ему дневник некогда погибшего товарища. Путь к разгадке этой тайны пролегает через глубины памяти, которая на поверку оказывается перманентно изменчивой субстанцией. Ироничный и склонный к саморефлексии Tони вспоминает своих школьных приятелей, первую настоящую любовь, мыкания по миру, самоубийство друга, знакомство с женой — и даже на старых фотографиях обнаруживает незамеченные им ранее детали, проливающие свет на поведение близких людей. Воспоминания свиваются в кольца, появляются новые и старые действующие лица, при этом внешних действий почти не происходит, если не считать таковыми звонки адвокату или ужины с бывшей супругой. Динамика повествования реализуется, в первую очередь, через изменения интерпретаций тех или иных событий в голове героя.

Воспоминания — это зеркала из парка развлечений, которые искажают реальность, и когда тебе приходится подводить итоги жизни, то не найти настоящего отражения в лабиринте ретроспекций. Сделавшее причудливый вираж и догнавшее героя на склоне лет время позволяет герою ухватить себя за хвост, однако разгадка тайны не приносит ничего, кроме новых вопросов. Как верить самым светлым, ярким, сочным воспоминаниям юности, если свидетели молчат, а памяти верить нельзя? И существует ли тогда история вообще — или есть только один мировой хаос?

В 2017 году, режиссер Ритеш Батра снял одноименный фильм. Однако рецензии на фильм оказались весьма противоречивы. И это сказалось на его рейтинге.

«По структуре, фильм представляет собой «зебру» из фрагментов прошлого и настоящего. Грамотно выстроенная интрига, неспешный ритм, проникновенная игра актёров позволяют прочувствовать переживания человека, отягощённого угрызениями совести по поводу грехов молодости и вместе с ним испытать катарсис в финале.»

«Фильм Батры хоть и послушно следует букве литосновы, но на поверку оказывается мутной и очень скучной, пересушенной донельзя мелодрамой, вяло и нудно подводящей зрителя к загадке самоубийства Адриана. Вдобавок, кино в финале не шибко все расставляет по своим местам, а удержание зрительского внимания и создание полноценных, вызывающих нешуточное сопереживание персонажей, отнюдь не поставлено во главу угла.»

Читать или смотреть — решайте сами.

По материалам сайтов https://newslab.ru/, https://www.kinopoisk.ru/,