Сначала они получают двойки, прогуливают уроки и делают миллион грамматических ошибок, а потом становятся гениями мировой литературы. Как учились в школе знаменитые писатели? И приводит ли учёба на «отлично» к Нобелевской премии?

Николай Гоголь

В 1822 году тринадцатилетний Николай Гоголь поступил в Гимназию высших наук в городе Нежине. Основное внимание в обучении там уделяли философским, юридическим и гуманитарным дисциплинам. По воспоминаниям преподавателей и одноклассников, особых успехов в учебе у Гоголя не было. Комнатный надзиратель Перион говорил, что он был ленивым ребенком, плохо учился, пренебрегал изучением языков, но поведения был прекрасного и «смирнее его не было». Позже Перион вспоминал: «Гоголь любил страстно рисование, литературу, но было бы слишком смешно думать, что Гоголь будет Гоголем».

Особенно тяжело будущему классику давались иностранные языки. Преподаватель латыни Иван Кулжинский говорил, что ставил мальчику «единицу или даже нуль в учении и пять в поведении». Гоголь не любил иностранные языки и даже шутил, что вряд ли Шиллер и Гете творили на немецком.

У будущего классика в гимназии было прозвище — Таинственный Карла. Вероятно, гимназисты были знакомы с одноименной повестью Вальтера Скотта — герой в ней характером походил на юного Гоголя. Он относился к другим ученикам саркастически и смеялся над ними: юноши жаловались, что Гоголь многих копировал и передразнивал. Его товарищ по гимназии Василий Любич-Романовский писал, что дети Гоголя в школе не принимали: «во всем находили у него недостатки и отрицали в нем всякое дарование».

В гимназии Гоголь полюбил театр — он играл почти в каждой школьной постановке. Его одноклассник, литератор Нестор Кукольник, отзывался об этом опыте: «в русских пьесах Гоголь был неподражаем, особенно в комедии Фонвизина «Недоросль», в роли г-жи Простаковой». Во время учебы Гоголь обратился и к литературе: писал стихи, издавал свой рукописный журнал «Звезда», для которого писал тексты и сам рисовал обложку.

Антон Чехов

«Умный любит учиться, а дурак – учить».Школьник Антон Павлович Чехов дважды оставался на второй год. В третьем классе – за неуспеваемость по географии и арифметике, а в пятом – по греческому языку. Удивительно, но будущий писатель никогда не получал по русской словесности больше четвёрки и развил свой блестящий талант сатирика лишь во время учёбы в медицинском университете. После греческой школы Чехов вместе со своими братьями поступил в Таганрогскую гимназию, учителя которой вспоминали о Чехове как о злостном противнике дисциплины: он смешил одноклассников и устраивал всевозможные проделки. В гимназии ему тяжело давались языки, зато он отлично знал Закон Божий, за что его начали называть Благочестивый Антон. В то время будущему писателю прочили карьеру священника.

Два последних года обучения в Таганрогской гимназии юноша жил отдельно от семьи. Родители, спасаясь от долгов, перебрались в Москву. Чехову приходилось не только учиться, но и самому зарабатывать. Тем не менее в старших классах его успеваемость улучшилась: он готовился поступать в Московский медицинский университет. Экзаменационное сочинение Чехова отметили за «литературные достоинства», и ему даже присудили 25 рублей стипендии как одному из лучших учеников.

Владимир Маяковский

«Арифметика казалась неправдоподобной. Приходится рассчитывать яблоки и груши, раздаваемые мальчикам. Мне ж всегда давали, и я всегда давал без счёта. На Кавказе фруктов сколько угодно».В гимназии Маяковский проявлял успехи в учёбе, особенно в рисовании. Один Кутаисский художник считал мальчика настолько талантливым, что давал ему уроки совершенно бесплатно. В семье Маяковского никто не сомневался в будущем Владимира, предсказывая его карьеру художника. В школьные годы он был спокойным, скромным мальчиком. В своей автобиографической книге «Я сам» Маяковский так писал о своих достижениях в образовании: «Иду первым. Весь в пятёрках».Но через несколько лет всё изменилось, и во время первой русской революции 1905 года Владимир писал: «Не до учения. Пошли двойки. Перешёл в четвёртый только потому, что мне расшибли голову камнем, на переэкзаменовках пожалели». Переехав в Москву, Маяковский поступил в пятую классическую гимназию, но и в столице отношения с учёбой не заладились. Вскоре его отчислили: у семьи не было возможности платить за учёбу, и Маяковский начал участвовать в мятежах, за что его даже арестовывали.

Да и Маяковский вступил в социал-демократический кружок и стал участвовать в мятежах. Его даже несколько раз арестовывали. В тюрьмах он занимался самообразованием — читал Байрона, Шекспира, Толстого и пробовал сочинять сам.

В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б еще напечатал!
Владимир Маяковский


Желая получить образование, он поступил в Строгановское училище, откуда его также исключили за политическую деятельность. В итоге он стал студентом Училища живописи, ваяния и зодчества — единственного места, где не требовали документ о политической благонадежности.

Анна Ахматова

«Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно», — писала поэтесса о своих школьных годах.

Ее знали как Аню Горенко: псевдоним Ахматова появился позже. Анна училась в трех гимназиях: начала учебу в Царском Селе, затем, после развода родителей, год провела в Евпатории, а старший класс окончила в киевской Фундуклеевской гимназии.

Мариинская Царскосельская гимназия считалась престижным учебным заведением для девушек. Но, несмотря на это, Ахматова гимназию невзлюбила. Лидия Чуковская в своей книге «Записки об Ахматовой» сохранила несколько воспоминаний. «Гимназия в Царском, где я училась, была настоящая бурса», — считала повзрослевшая Ахматова. О себе она отзывалась скромно: «Я была самая заурядная, тихая, обыкновенная гимназистка».

Поэзией Ахматова увлекалась с детства и однажды принесла одноклассницам «Стихи о Прекрасной Даме» Блока. «И ты, Горенко, можешь всю эту ерунду прочесть до конца!» — заявила лучшая ученица класса.

У нас были богатые девочки, которым в двенадцать часов лакеи из дому приносили на серебряном подносе завтраки, и бедные, дочери портных или сироты. Но стихов не любили и не знали ни те ни другие.
Анна Ахматова


В Царском Селе Ахматова встретилась с Николаем Гумилёвым, который через несколько лет стал ее мужем. Он учился в седьмом классе Императорской Николаевской Царскосельской гимназии. В 1912 году в память об их прогулках в парках Царского Села Ахматова написала посвящение супругу:

В ремешках пенал и книги были,
Возвращалась я домой из школы.
Эти липы, верно, не забыли
Нашей встречи, мальчик мой веселый…


Марина Цветаева

Поэтесса Марина Цветаева училась в нескольких школах. В девять лет она поступила в Московскую четвертую женскую гимназию, но в следующем году вместе с семьей уехала в Европу: у матери нашли туберкулез, ей требовалось лечение. Цветаева продолжила обучение в немецком и французском пансионах. В 1906-м, после смерти матери, будущая поэтесса вернулась в Москву и поступила в женскую гимназию имени Веры Павловны фон Дервиз.

Школьная подруга Софья Леперовская вспоминала Цветаеву такой: «Очень живая, экспансивная девочка с пытливым взглядом серых глаз и насмешливой улыбкой тонких губ. Причесана под мальчика, с челкой, закрывающей высокий лоб. Смотрела на всех дерзко, вызывающе, не только на старших по классу, но и на учителей и классных дам».

В гимназии Марина Цветаева училась хорошо, не прилагая особых усилий. «Оставаться долго в одной гимназии ей казалось скучным, и она вела себя так, что педагоги старались от нее избавиться, спешили перевести в другое учебное заведение», — писала Леперовская.

Поэтесса приносила в школу и давала читать девушкам запрещенную литературу — книги Чернышевского, Белинского, Герцена.

Марина была бунтарь. Начальство боялось ее влияния на соучениц, так как все считали ее выдающейся. Она была в гимназии нежелательна из-за своей революционности. Она просто дышала революцией. Начальство очень обрадовалось, когда от нее отделалось.
Одноклассница Ирина Ляхова


Однажды юную Цветаеву вызвали к директору и попросили одуматься. В ответ она заявила: «Горбатого могила исправит! Не пытайтесь меня уговорить. Не боюсь ваших предупреждений и никаких угроз. Вы хотите меня исключить — исключайте. Пойду в другую гимназию — ничего не потеряю. Уже привыкла кочевать. Это даже интересно».

Цветаеву отчислили за свободомыслие, чуть позже из гимназии Александры Самсоновны Алфёровой ее тоже исключили. В 1908 году она стала ученицей частной женской гимназии Марии Густавовны Брюхоненко и там получила аттестат.

Будучи гимназисткой, Цветаева уже писала стихи. В 1910 году опубликовала первый сборник «Вечерний альбом», состоявший из школьных произведений.

Иосиф Бродский

«Человек есть то, что он читает».В школьные годы учителя Бродского даже и подумать не могли, что когда-то этот хулиган станет известным на весь мир поэтом и лауреатом Нобелевской премии. Упрямый, прямолинейный, ленивый, дерзкий – маленький поэт редко выполнял домашние задания, срывал и прогуливал занятия, обижал одноклассников и разрисовывал тетради. В 5 классе Бродский бродил по улицам вместо уроков истории – дома и памятники рассказывали ему о предмете больше, чем любой учебник. На конец 7 класса дневник Иосифа пестрел четырьмя двойками – по физике, химии, математике и английскому языку. Двоечника оставили на второй год, но через год 15-летний Бродский бросил учёбу, чтобы помочь семье.

Агата Кристи

«Делать вид, что ты что-то знаешь, труднее, чем это узнать». Агата Кристи получила домашнее образование. Девочка страдала дислексией, читать научилась рано, но в грамматике была не сильна. Во время ответов застенчивая Агата постоянно терялась и сбивалась. Кристи сменила несколько пансионов: в парижском, после 25 ошибок в диктанте, она проучилась всего несколько месяцев. Девочка теряла дар речи перед гостями и однажды даже упала в обморок во время любительского спектакля в другом пансионе, куда её отправили на обучение в 16 лет. Агата писала письма маме с просьбой забрать её домой, но та лишь отправила подростка в другой пансион. Что случилось в новом пансионе и как с девочкой произошла такая перемена, Кристи не рассказывала никому. Но в конце учёбы будущая писательница вернулась совсем другой: энергичной, настойчивой и уверенной. До конца своей жизни Агата делала кучу грамматических ошибок, что не помешало ей завоевать мировую славу.

Рэй Брэдбери

«Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно». Рэй Брэдбери пошёл в школу в Лос-Анджелесе, куда его семья переехала из штата Иллинойс во время Великой депрессии. В 12 лет, ещё до окончания школы, мальчик понял, что хочет стать писателем и взял за привычку писать не менее тысячи слов в день. Уже в этом возрасте у Рэя был первый писательский опыт: он написал продолжение романа Эдгара Бэрроуза «Великий воин Марса». К этому привело не только сильное желание мальчика посвятить свою жизнь литературе, но и трудное финансовое положение в семье, из-за которого он просто не смог купить следующую книгу из серии. Пришлось включать воображение.На школьный выпускной будущему мэтру фантастики пришлось надеть костюм своего дяди, заштопанный от пулевых отверстий. По окончании школы у семьи Рэя не было денег на колледж, и он так и не получил высшего образования. Впоследствии Брэдбери неоднократно говорил, что не верит в колледжи и университеты, и считает, что «окончил библиотеку». Он посещал её три раза в неделю на протяжении 10 лет и часто читал Достоевского, что во многом повлияло на его творчество.

Материал с сайтов «Читай город» и «Культура РФ»