Книга vs фильм. Антон Дончев «Время насилия»

Фильм «Время насилия» режиссера Людмила Стайкова в 2015 г. был назван в Болгарии фильмом века. Таково было мнение телезрителей после опроса, проведённого в честь 100-летия болгарского кино.


Фильм был снят по роману Антона Дончева «Время разделения» (болг. — Време разделно, в русском переводе роман вышел под названием «Час выбора»). Роман посвящён обращению в мусульманскую веру болгар в период после покорения Болгарии Османской империей. В основе исторической саги лежат кровавые события, которые произошли в в ХVII веке.
1688 год. В Родопы прибывает военный отряд, миссия которого состоит в том, чтобы местное православное население приняло «истинную веру». Османское воинство возглавляет жестокий и безжалостный Караибрагим. Никто не знает, что он не турок — он родился в этих местах. В детстве его забрали в янычары и теперь в нём нет сострадания к своим родственникам и соплеменникам. У его отца был выбор — отдать своего сына или отдать сироту, которому он дал приют в своём доме. Совесть не позволила отцу распоряжаться судьбой сироты, поэтому янычаром стал его родной сын. Через много лет Караибрагим с помощью целого ряда злодеяний заставляет болгар поменять христианство на ислам.

Роман стал не просто воссозданием тех событий, а исследованием проблем власти, личной ответственности перед историей, народом и верой.
Антон Дончев говорит, что роман был написан менее чем за 45 дней. Книга была построена глазами двух людей: со стороны турок  — принявшего ислам венецианца Абдуллы, а со стороны болгар — афонского монаха.  Их альтернативные описания представляют события глазами христиан и мусульман.
Антон Дончев : «С 75 левами в 1963 году я отправился в Родопы собрать информацию. Затем я вернулся в Софию и закрылся в библиотеке. Я нашел книги, которые не открывались десятилетиями».
Некоторые историки стали утверждать, что события, описанные в романе, никогда не происходили в Родопах. Антон Дончев отвечает: «Если быть точным, события того времени очень мягко описаны в романе. Трудно даже представить себе боль, которую болгары испытывали в течение пяти веков рабства и резни людей».

Башибузуки даже и не думали пахать поля болгар или ходить за их стадами, а сразу же бросились грабить. И действительно: насколько легче зарезать человека и забрать себе всё его добро, чем собирать это добро по камушку, по дощечке. И легче повалить на землю чужую жену и сделать ей ребёнка, чем день за днём кормит своё дитя и стараться вывести его в люди (отрывок из романа).

Роман «Час выбора» Антона Дончева был опубликован в 1964 году и сразу стал сенсацией не только в Болгарии, но и за рубежом. Роман переведён на все европейские языки и издан почти во всех странах мира. Для многих эта книга была как откровение. Христианство в социалистической стране было растоптано — и вдруг выходит книга о стоянии за веру. Абсолютный культурный шок. Спустя полвека А.Дончев назвал этот роман своим духовным детищем.
Антон Дончев: «Эта книга о человеческом достоинстве. Конституция Европейского Союза содержит Хартию прав европейских, которая является основой духовной жизни и права Союза на существование. Первый раздел этой хартии называется разделом достоинства. Почему? Потому что достоинство является основой личности и общества. Позвоночник держит голову вертикально, лоб высоко. Он не покупает, он не продает, но без него нет общества, нет личности».
…Оглянулся я и увидел тысячу болгар и десяток турок. И подумал, что вот оно, болгарское войско, только что нет коней и копий. И тогда я крикнул изо всей силы:
— Братья, нас много, а турок мало! Спасём воеводу!
Но народ отхлынул от меня как от чумного. И оказался я один посреди площади с опущенными руками. А надо мной склонился бей, и сабля его, как молния, пала на мою голову.
Горана повесили, а я выжил… Когда сабля упала на мою голову, понял я свою третью правду. А была она в том, что хоть мы и страдаем в рабстве, хоть мы и были когда-то свободными и имели своё царство, но пока ещё не проснулись и не созрели для новой свободы (отрывок из романа).

Коммунистическое правительство Болгарии очень подозрительно отнеслось к мировой популярности романа. В 1968 году Генеральный секретарь ООН У Тан пригласил Антона Дончева в Нью-Йорк. Но благодаря бдительности болгарского правительства Дончев не получает приглашение. В том же году Ирвинг Стоун номинировал роман «Время раздельно» на лучший исторический роман в США. По особому решению жюри роман был допущен к конкурсу, несмотря на то, что приз присуждается только американским авторам. Союз болгарских писателей скрывает приглашение, и автор вынужден отказаться от поездки в Нью-Йорк «потому что он занят в Европе». Это привело тогда к разрыву с издателем из США.
Путь книги к широкоформатному экрану довольно длинный и тернистый. В то время ещё не угасла мода на исторические фильмы, поэтому в Голливуде и в Италии увидели в книге Дончева отличный материал для фильма.
Интерес западных киноиндустрий так огромен, что ряд иностранных продюсеров и режиссеров соревновались в приобретении прав на съемку. Сперва снять фильм по роману Антона Дончева хотел итальянский кинопродюсер Карло Понти.  Он был очень увлечен проектом, планировал на главные роли популярных тогда Лоуренса Оливье и Софи Лорен. Итальянский продюсер долго вел переговоры с директором киностудии художественных фильмов Софии Христо Сантовым. Согласно проекту контракта Карло Понти обязан выплатить 12 000 долларов Антону Дончеву за передачу прав сроком на один год. Бюджет фильма был установлен на уровне 5 миллионов долларов.
Но коммунистическое правительство во главе с Тодором Живковым запретило Западу вмешиваться в историю Болгарии и не дало разрешения на экранизацию романа. Мнение автора романа при этом никто не спрашивал.

В 1970-х и в конце 1980-х годов кинематографисты Метро Голдвин Мейер хотели снять фильм в Голливуде и вели переговоры о правах. Даже Энтони Куинн выразил желание сыграть Манола — одного из главных героев. В конце концов, на все эти западные попытки экранизировать роман Тодор Живков ответил «Нет». И не потому, что он этого не хотел, а потому, что писатели и кинематографисты, а также Государственная безопасность решительно выступили против того, чтобы иностранный режиссер и западные актеры снимали этот болгарский эпос.
Среди основных противников был Георги Джагаров, который в течение 30 лет был также важной фигурой в стране — неформальный советник по культуре Тодора Живкова, председатель Союза писателей, депутат Национального Собрания. Сам Антон Дончев говорил, что некоторые из его противников среди интеллектуалов просто завидовали ему, что его могли экранизировать на Западе и он мог получать жирную плату зеленью.
Болгарский КГБ — спецслужба ДС (болг.- държавна сигурност), посоветовал Живкову не давать зеленый свет такому кинопроекту с участием иностранной команды, потому что, по желанию западных продюсеров, часть эпопеи должна была сниматься в Родопах.
«Нам нужно прикрепить по крайней мере двух наших агентов к каждому иностранцу. Мы не можем выделить такой ресурс», — сказали генералы из ДС, которые считали, что к ним обязательно приедут иностранные шпионы. Они убедили Тодора Живкова запретить итальянцам и американцам снимать фильм.
В Болгарии фильм был снят через 24 года после написания романа. Фильм состоит из двух частей — Угроза и Насилие. Лента была снята в горах Родопы в течение полутора лет. Премьера состоялась в начале марта 1988 года и совпала со 110-й годовщиной освобождения Болгарии от турецкого рабства. Фильм демонстрировался на 16 международных фестивалях и продавался в 32 странах. Поскольку фильм был очень долгим (почти 5 часов), то для зарубежных показов была установлена ​​более короткая версия. В русском переводе фильм вышел под названием «Час гнева».

Не стану разглагольствовать о его художественных достоинствах и недостатках, скажу только, что фильм получился впечатляющим. Уже в ХХI веке режиссер  Л. Стайков скажет: «Меня пугает тот факт, что этот фильм становится всё более современным. В нём лишь художественная интерпретация, но сегодня мы наблюдаем явления, которые ещё страшнее…»
Роман и его экранизация заслуженно стали классикой болгарской культуры. Читайте и смотрите.

Источник


Оставьте комментарий