Черубина де Габриак. Самая большая мистификация серебряного века

Все мы, подходя к зеркалу, видим своё отражение. Психологи уже давно доказали, что человек видит и воспринимает себя несколько иначе, чем окружающие. Возможно, это связано с душой, черты которой мы проецируем на свой внешний вид. А может быть мы просто хотим выглядеть чуточку привлекательней, чем есть на самом деле?

фото из открытого источника

Но как быть девушке с рождения не наделённой внешней красотой? Высокий выпуклый лоб, некрасивые зубы, совершенно не чувственные губы, крупный рот, полнота, которая никуда не хочет уходить, и сильная хромота от тяжёлой болезни…от костного туберкулеза, которая приковала её в детстве к постели на 9 долгих лет!?

Как ей, смотрясь в зеркало, поверить, что она тоже прекрасна?! Она умна и это не позволяет льстить себе и тешиться надеждами. Ах, да, у неё есть талант! Она пишет прекрасные стихи! … Увы! Вчера она отнесла свои стихи в редакцию журнала «Аполлон», но издатель Сергей Маковский, окинул взглядом молодую учительницу, которая не выглядела, как поэтесса. Молодая, милая? Может быть… Но так бедно одетая! Ей вернули её стихи, и она ушла…

Елизавета Дмитриева. Ранние фотографии.
Елизавета Дмитриева.

Опять разочарование… За что всё это ей? Лизе Дмитриевой, в семейном кругу называемой Лилей. Смерть отца, сумасшедший(?) брат эпилептик с садистскими наклонностями… да, он издевался над ней и над младшей сестрой. Отрывал куклам ноги, чтобы они хромали, как Лиза, пугал, даже заживо попытался сжечь на их глазах собаку… Глаза. Она их чуть не потеряла. В 9 лет заболела дифтерией и ослепла. Зрение вернулось. Но что она потом увидела? Смерть старшей сестры от погибшего в её утробе младенца и её несчастного мужа, который от горя застрелился на глазах Лизы. А потом их похороны, фобии убитой горем мамы. А в 13 лет мамин друг…он надругался над ней, скованной лечебным корсетом, который не позволял ей двигаться! А мама? Мама обвинила её, ведь это был не просто друг, а мамин новый возлюбленный!

Елизавета Дмитриева с матерью и братом. фото из открытого источника
Елизавета Дмитриева с матерью и братом.
Как вы уже догадались, девушку звали Елизавета Ивановна Дмитриева (1887-1928гг).

Девочка Лиза была из небогатой дворянской семьи, которая рано потеряла отца(он умер от костного туберкулеза, оставив его в наследство дочери). Ей ничего не оставалось, как получить хорошее образование и попытаться сделать карьеру. Ведь на дворе был уже XXвек!

Василеостровскую гимназию Елизавета закончила поздно, в 1904г. с золотой медалью, а в 1908 году — Императорский женский педагогический институт по двум специальностям: средневековая история и французская средневековая литература. При этом параллельно слушала лекции в Петербургском университете по испанской литературе и старофранцузскому языку. Потом непродолжительное время было обучение в Сорбонне. Там она познакомилась с Н. Гумилёвым… Девушка ему понравилась. Видимо, Николай Степанович помимо лица разглядел и талант, и душу.

Гумилев и Волошин. фото из открытого источника
Гумилев и Волошин.

Их жизнь изменил Коктебель. Они поехали туда вместе, но в их отношения стремительно ворвался третий человек-Максимилиан Волошин (тогда уже женатый). Ну как мог 21 летний Гумилёв сравниться с известным поэтом на десяток лет его старше, опытней и влиятельней,чем он?

В доме Волошина. Дмитриева на переднем плане.

Елизавета не устояла перед обаянием Волошина. Начался бурный роман. Гадкий утёнок приподнял голову и впервые поверил, что может, если не стать, то почувствовать себя лебедем. Девушка пожаловалась Волошину, что её стихи Маковский забраковал. А стихи были хорошие, Волошин это видел.

Маковский  и обложка журнала его журнала. фото из открытого источника.
Маковский и обложка журнала его журнала.

Мистификация. Рождение Черубины

Волошин был известным шутником, а Дмитриева неуверенной девушкой, мечтающей о восхищении. У них родилась идея розыгрыша, которая стала самой громкой мистификацией Серебряного века.

Дмитриева и маска Черубины. фото из открытого источника
Дмитриева и маска Черубины.

Максимилиан Волошин нашёл как-то на берегу корягу, похожую на одноногого и однорукого чёртика. С Елизаветой они назвали его Габриак – бес, который защищает от злых духов. Он, «Гаврюша» и стал отправной точкой в рождении роковой красавицы Черубины де Габриак. Как же хотел Волошин, чтобы его возлюбленная почувствовала себя уверенно. А как хотела она стать неотразимой и роковой…

И вот однажды, в редакцию «Аполлона» пришло письмо от таинственной испанки Черубины де Габриак. Стихи на траурной бумаге с вложенными засушенными цветами так поразили Маковского, что их тут же напечатали.

Потом Черубина позвонила редактору лично… Телефонные звонки и письма со стихами сменяли друг друга, приоткрывая завесу тайны над образом несравненной Черубины.

Ах, утончённая красавица Черубина! Золотые косы, зелёные глаза ведьмы, пылкое сердце и набожное католическое сердце. Она живёт в роскошном особняке, куда нет доступа простым смертным, ведь за ней 18-летней красавицей неустанно следят строгий отец и исповедник, монах-иезуит. Переписка-единственный её способ связи с миром. Но не надолго, ибо скоро она уйдёт в монастырь, отдав свою любовь Христу.
Естественно Маковский, да и вся редакция влюбились в мифическую Черубину, которая тоже воспылала к нему чувствами.

Маковский сходил с ума от любви, образ, созданный в его воображении был столь ярок и соблазнителен, что он выискивал оригинал среди знакомых и их знакомых, устраивал слежку. Её голос, читающий ему в трубку стихи, сводил его с ума:

Царицей призрачного трона
Меня поставила судьба…
Венчает гордый выгиб лба
Червонных кос моих корона.
Но спят в угаснувших веках
Все те, что были бы любимы,
Как я, печалию томимы,
Как я, одни в своих мечтах.
И я умру в степях чужбины,
Не разомкну заклятый круг.
К чему так нежны кисти рук,
Так тонко имя Черубины?

Вот так скромная, неприглядная учительница, начинающая поэтесса превратилась в роковую испанку, тоже поэтессу, но другого стиля.

Дуэль

Но… Однажды Гумилёв узнал правду. Ганс Понтер-немецкий переводчик и поэт разболтал секрет, доверенный ему самой Дмитриевой, с которой он был близок(?!). Гумилёв был обижен и потрясён. Она отказалась стать его женой уже не в первые, да ещё вместе с Волошиным играет в Черубину! От злости при встрече на народе он сказал Елизавете: «Ты была моей любовницей, на таких не женятся «. Волошин отвесил ему пощёчину. Гумилёв вызвал того на дуэль.

Ничего страшного не произошло, но по закону их наказали домашним арестом. Общество нещадно потешалось над ними, высмеивая нелепую дуэль (один промазал, второй не смог выстрелить), ставшую последней дуэлью поэтов в истории России.

Поползли злые слухи, что Елизавета Дмитриева спала с одним, вторым, двумя … и т.д.

Маковский пригласил Дмитриеву к себе, попытавшись сделать вид, что обо всём изначально знал. По словам свидетелей он даже сказал: » Ну пусть она не испанка, русская, она мне еще ближе, пусть некрасива, пусть прихрамывает, но она близка мне по духу, по таланту, я не могу ее оставить…« Но образ Черубины был настолько живой и чарующий, что оригинал вызвал резкое отвращение:

Дверь медленно, как мне показалось, очень медленно растворилась, и в комнату вошла, сильно прихрамывая, невысокая, довольно полная темноволосая женщина с крупной головой, вздутым чрезмерно лбом и каким-то поистине страшным ртом, из которого высовывались клыкообразные зубы. Она была на редкость некрасива. Или это представилось мне так, по сравнению с тем образом красоты, что я выносил за эти месяцы? Стало почти страшно. Сон чудесный канул вдруг в вечность, вступала в свои права неумолимая, чудовищная, стыдная действительность. И сделалось до слез противно и вместе с тем жаль было до слез ее, Черубину…

Маковский
Елизавета Дмитриева. фото из открытого источника
Елизавета Дмитриева.

Елизавета-Черубина не выдержала нападок, презрения и высмеивания. Она, по её же словам, чуть не сошла с ума. Положение спас старый друг инженер-мелиоратор Васильев. Он взял её в жёны и увёз из Петербурга.

Но на этом несчастья пропавшей Черубины не закончились, но писать стихи она закончила навсегда.

Работа с Маршаком

После революции, как «бывших дворян» Васильевых высылают в Екатеринодар.

Там она, вы не поверите, но начинает работать с С.Я. Маршаком. Их сборник детских пьес выдержал 4 переиздания.1 из 2

…в коллективе театра были такие работники, как Дмитрий Орлов (впоследствии народный артист РСФСР, актёр Театра Мейерхольда, а потом МХАТа), как старейший советский композитор В. А. Золотарев и другие. Пьесы для театра писали по преимуществу двое — я и поэтесса Е. И. Васильева-Дмитриева. Это и было началом моей поэзии для детей…

С.Я. Маршак

В 1922г Елизавета Дмитриева-Васильева вернулась в Петроград. Она занимается переводами (как Маршак…)

фото из открытого источника

Кстати, думаю, что вы не знаете, но знаменитый «Кошкин дом» написал не Маршак! Точней не он один))))

В первых изданиях стоят два автора! Елизавета Васильева и Самуил Маршак.

А дальше думайте сами, кто стоит первым и почему…

А вот что писал И.Эренбург :

Незадолго до своей смерти С. Я. Маршак попросил меня приехать к нему. Он говорил мне о судьбе Е. И. Дмитриевой, рассказывал, что в двадцатые годы написал вместе с Елизаветой Ивановной несколько пьес для детского театра — «Кошкин дом», «Козел», «Лентяй» и другие. Пьесы эти вышли с именами обоих авторов. Потом Е. И. Дмитриеву выслали в Ташкент, где она умерла в 1928 году. В переиздании пьес выпало ее имя. Самуила Яковлевича мучило, что судьба и творчество Е. И. Дмитриевой, бывшей Черубины де Габриак, неизвестны советским читателям. Он советовался со мной, что ему следует сделать, и я вставляю эти строки, как двойной долг и перед С. Я. Маршаком, и перед Черубиной де Габриак, стихами которой увлекался в молодости.

Впрочем, Елизавета Дмитриева была не единственной женщиной писательницей, которую «обидел» С.Я. Маршак.

В 1926 г. Елизавета Васильева-Дмитриева пишет «Исповедь» — историю Черубины де Габриак.

А в 1927г. её ссылают на 3 года в Ташкент (за кружок антропософов-философское течение).

Там она создала ещё одну литературную мистификацию!

 Цикл семистиший «Домик под грушевым деревом» (всего 147 стихов в китайском стиле), написанных от имени «философа Ли Сян Цзы», которого сослали на чужбину «за веру в бессмертие человеческого духа», пропитан тоской по дому, который поэтесса так никогда больше и не увидит. Идею ей подсказал друг (возлюбленный) китаевед Ю.Шуцкой.

 Из них первое:
  Букет из павлиньих перьев
  На столе синий-зеленый букет

  Перьев павлиньих…
  Может быть, я останусь на много, на много лет

  Здесь в пустыне…
  «Если ты наступил на иней,
  Значит, близок и крепкий лед»…*
  Что должно придти, то придет!

Из них четырнадцатое:
Бабочка
  …И сон один припомнился мне вдруг:
  Я бабочкой летала над цветами;
  Я помню ясно: был зеленый луг,
  И чашечки цветов горели, словно пламя.
  Смотрю теперь на мир открытыми глазами,
  Но может быть, сама я стала сном
  Для бабочки, летящей над цветком?

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Её не стало в 1928 году. Дмитриева скончалась в ташкентской больнице от рака печени. Там в Ташкенте её и похоронили, на Боткинском кладбище. Но могила со временем была утеряна…

Неправда ли трагичная судьба женщины?

Не родись красивой, а родись счастливой?

Но в жизни бывает всякое. Каждый человек делает свой выбор. Жизнь лишь предоставляет пути, череду возможностей, но как ими воспользоваться, решает сам человек.

Черубина тоже была выбором. Правильным или нет? Для неё теперь это уже не важно.

В детстве, лет 14-15, я мечтала стать святой и радовалась тому, что я больна темным, неведомым недугом и близка к смерти…. Я совсем не боялась и не боюсь смерти, я семи лет хотела умереть, чтобы посмотреть Бога и Дьявола. И это осталось до сих пор.

Тот мир для меня бесконечно привлекателен. Мне кажется, что вся ложь моей жизни превратится в правду, и там, оттуда, я сумею любить так, как хочу… И мне хочется, чтобы кто-нибудь стал моим зеркалом и показал меня мне самой хоть на одно мгновенье. Мне тяжело нести свою душу…

Из исповеди Черубины

Материал с сайта «Яндекс-Дзен»

Черубина де Габриак. Самая большая мистификация серебряного века: Один комментарий

Оставьте комментарий